Физическая культура личности как ведущий фактор в системе формирования здорового образа жизни студента

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Педагогические науки
Страниц:
158
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность исследования. В последние годы в России были предприняты многочисленные попытки разработать и внедрить в педагогический процесс различных образовательных учреждений здоровьеразвивающие технологии, методики индивидуального оздоровления, программы валеологического воспитания. В целях оздоровления населения, в первую очередь, детей и молодежи, на федеральном уровне был принят ряд документов, отмечающих большую роль физической культуры и спорта в оздоровлении нации (& laquo-Закон о физической культуре и спорте& raquo-, & laquo-Концепция охраны здоровья населения& raquo-, & laquo-Национальная доктрина образования& raquo-, & laquo-Концепция развития физической культуры и спорта& raquo-). Так, например, в & laquo-Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года& raquo- отмечается, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны стать разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение инновационных технологий, педагогических систем. Основой физкультурно-спортивного движения студенческой молодежи в стране, в рамках реализации Государственной программы развития физической культуры, должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные, туристические клубы и центры, культивирующие оздоровительные педагогические технологии.

Изучение нормативной стороны методологии, общих принципов подхода к физической культуре как педагогическому объекту позволяет констатировать, что физическая культура признается важной гранью гармоничного и здорового развития личности. Более того, реализация общепедагогических принципов (антропологического, культурологического, гуманистического, принципа личностного подхода, принципа деятельностного подхода, системного подхода, информационного подхода) в процессе формирования физической культуры личности позволяет рассматривать ее как ведущий интегратор взаимосвязи телесного и духовного в человеке. Физическая культура личности, соединяя эти компоненты в целое, является сферой их гармонизации [6−18, 31−34, 75−84, 90−96, 124, 146, 141−144, 113, 107−111, 69].

В ряде работ общепризнанным моментом является теоретическое положение о том, что физическая культура в системе & laquo-здоровый образ жизни — здоровье& raquo- является субъективным механизмом формирования ответственного отношения к своему здоровью, развития потребности эмоционально-ценностного отношения к нему, воспитания потребности в постоянном физическом совершенствовании, формирования систем знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности [58].

Однако реальное состояние здоровья населения России и, в первую очередь, детей и молодежи, свидетельствует о том, что отношение к собственной телесности, личное понимание сущности здоровья как ценности остаются на низком уровне. Так, по данным Минздрава Р Ф, из 6 миллионов подростков 15−17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, треть из которых может ограничить выбор будущей профессии. Каждый третий юноша по состоянию здоровья не может быть призван на военную службу. В последние годы у студентов отмечается возрастание патологии системы кровообращения на 20%, органов зрения — на 25%, эндокринной системы — на 30%, психических расстройств — на 50%. Неудивительно, что число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (включая школьников и студентов), возросло к настоящему времени до 1,3 миллионов. Молодежь наиболее подвержена воздействиям целого ряда социальных эпидемий, таких как: табакокурение, наркомания, СПИД и алкоголизм. По не самым оптимистичным прогнозам, если ситуация не изменится, то лишь 54% подростков, которым сегодня 16 лет, доживут до пенсионного возраста [89, 47, 108].

Умственный труд студента, протекающий в условиях малой двигательной активности, вызывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности и ухудшение общего самочувствия [37], что часто приводит к психическим напряжениям, и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний [89].

Социологические опросы выпускников общеобразовательных школ и студенческой молодежи показывают, что самостоятельно занимаются физкультурно-спортивной деятельностью менее 12% респондентов. При этом физическую культуру личности как фактор ее гармоничного развития рассматривают лишь 11% опрошенных. Примечательно, что в понимание физической культуры личности большинство анкетируемых не включают аксиологический аспект, ориентируясь непосредственно на деятельность. Между тем эффективность физкультурной деятельности в значительной мере определяется потребностно-мотивационным звеном ее субъектов и овладением определенным уровнем знаний [109, 77−82]. Для исправления данной ситуации с состоянием здоровья подрастающего поколения россиян необходимо выработать научно обоснованную стратегию формирования приоритетов в выборе главных направлений деятельности по коренному преобразованию сложившихся условий жизни [13].

Общепедагогическое и практическое значение обозначенной проблемы, ее актуальность и недостаточная, на наш взгляд, представленность в технологиях гуманистического характера образования, приоритета физической культуры как ведущего фактора в системе формирования его здорового образа жизни определили выбор темы исследования.

К сожалению, современное состояние образовательной сферы проявляется в неспособности образования адекватно реагировать на глобальные проблемы человечества, одной из которых является проблема здоровья. Современные условия жизни востребовали личность с максимальным развитием всех человеческих сил: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных, при наличии достаточного уровня здоровья.

Физическая культура является важной гранью общей культуры любого развитого общества. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры, способствует укреплению здоровья (как физического, так и духовного) каждого человека, тем самым, ведя к оздоровлению всей нации [109]. Именно интегративные, духовно-физические возможности физической культуры, освоение человеком комплекса ее ценностно-деятельностного потенциала все чаще рассматриваются как мощный фактор оздоровления человека, самоопределения его в современном мире, самореализации в сфере образования, труда, досуга, а следовательно, и в прогрессе общества в целом [50].

Создание общего методологического базиса физической культуры личности, а также уточнение на этой основе уже существующего в рамках сформировавшихся наук — важная задача, не имеющая пока еще завершенного решения [146].

В последние годы наметились изменения в модели проведения занятий по физической культуре, произошла смена образовательных парадигм — произошел переход от репродуктивно-педагогической модели к модели креативно-педагогической, что связывает цели образования с изменением качества самого человека и его жизни [111].

Основной целью реформирования структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в Российской Федерации является существенное повышение социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта, а главным направлением физкультурно-спортивной деятельности во всех ее сферах следует считать формирование и совершенствование физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся. Основное направление современной педагогики, с позиций социо-гуманитарного образования, по мнению многих ученых, заключается в переходе на принципы здоровьесберегающего и здоровьеформирующего подходов, в основе которых лежит системно-диалектическая социокультурная парадигма, объясняющая явления культуры как механизма защиты человеческой жизни посредством преобразования всех систем организма культурными образцами социализации [154].

Состояние разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования позволяет говорить о высоком уровне разработанности проблем физической культуры и спорта, в том числе проблем формирования физической культуры личности. Наиболее разработанной является теоретическая сторона методологии — установление основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и определение мировозренческих позиций, то есть установление того, на каких философских, науковедческих, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование феномена физической культуры личности.

В настоящее время, когда имеется множество, зачастую противоречивых, взглядов на культуру, для осмысления сущности физической культуры целесообразно использование взаимодополняющих интегративных концепций [102], выделяющих ряд подходов к ее изучению: социально-генетического, раскрывающего механизм освоения индивидом предшествующей культуры- творчески-атрибутивного, позволяющего понять культуру как процесс совершенствования- системно-функционального, раскрывающего культуру как функцию конкретной социальной системы- аксиологической концепции, акцентирующей внимание на духовном производстве, связанным с различными видами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного. Данные подходы к пониманию физической культуры позволяют более глубоко осмыслить ее не только в социокультурологическом аспекте [8, 78, 109], но и рассмотреть педагогические аспекты современной системы физического воспитания как составной части физической культуры [39, 93], проанализировать причины низкого уровня влияния физической культуры на формирование личности человека [58, 110].

Сфера физической культуры, как по количественным показателям, так и по своим содержательным характеристикам, сегодня не отвечает возросшим потребностям общественной системы, невысоки ее рейтинги в системе ценностей современного человека, культурно значимый статус и имидж в обществе. Она на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества [109]. С этих позиций достаточно справедливым представляется высказывание Э. Майнберга [86] о том, что «. именно здесь теория физического воспитания не сделала практически ничего, проявив крайнюю пассивность в этом вопросе, который оставался, по существу, абсолютно не разработанным& raquo-. Не могли в полной мере решить данную проблему и параллельно ведущиеся исследования физической культуры как части (вида) общей культуры (В.М. Выдрин, 1973, 1980- Ю. М. Николаев, 1974, 1976- Г. А. Решетнева, 1975, и др.), ибо изучали ее как социальное явление с акцентом на компонентном составе, мало затрагивая построение ее теоретических контуров [106]. Практика физического воспитания молодежи в системе образования страны, в высших учебных заведениях в подавляющем большинстве носит сугубо прикладной характер, связанный с развитием физических качеств, формированием двигательных умений и навыков, т. е. с преимущественным воздействием на соматопсихическую (телесную) сторону человека [28, 76, 90, 143]. Смещение акцента преимущественно только на развитие физических способностей человека, оставляет в стороне его личностное развитие, разрывает его соматопсихическое и социокультурное единство и не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры, потребности в ней.

Разнообразие подходов к пониманию физической культуры, и как следствие — нечеткость в определении объекта и предмета теории физической культуры [142] во многом объясняется недостаточным учетом интегральной биосоциокультурной природы человека, обусловливаемой единством четырех основных форм бытия — природы, общества, человека и культуры [63].

Содержательной основой для повышения эффективности обязательного физического воспитания молодежи является использование приемлемых педагогических технологий оздоровительного кондиционного и спортивного направлений. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса на освоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной подготовки в массовое физическое воспитание.

Критерием эффективности деятельности государства и общества в сфере физической и спортивной культуры детей и подростков является интенсивный прогресс физического и нравственного здоровья этой части населения России как первостепенного по значимости фактора повышения культуры и качества жизнедеятельности современного и будущих поколений нашей страны [13].

Основой же физкультурно-спортивного движения студенческой молодежи в стране, в рамках реализации Государственной программы развития физической культуры, должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные, туристические клубы и центры. Такие центры физической культуры, спорта и здорового образа жизни уже создаются во многих городах, в том числе в высших учебных заведениях. Их отличительной особенностью являются здоровьесберегающие оздоровительные педагогические технологии, построенные на принципах личностно-ориентированной подготовки студентов.

Цель исследования — разработать модель средо-ориентированной образовательной технологии формирования физической культуры личности в вузе.

Объект исследования — деятельность высшего учебного заведения по формированию физической культуры личности студента.

Предмет исследования — модель средо-ориентированной технологии формирования физической культуры личности как ведущего фактора в системе здорового образа жизни студента.

Гипотеза исследования

Формирование физической культуры личности как ведущего фактора в системе формирования здорового образа жизни возможно, если: выявлены теоретико-методологические предпосылки формирования физической культуры личности как ведущего субъективного фактора-

— выявлен педагогический потенциал вуза как образовательного пространства формирования физической культуры личности-

— определены и структурированы функциональные параметры модели образовательной технологии как педагогической системы- разработано педагогическое обеспечение процесса формирования физической культуры личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены основные задачи: выявить теоретико-методологические предпосылки формирования физической культуры личности-

— установить соотношение объективных и субъективных факторов формирования здоровья студентов в вузе-

— определить структурно-функциональную сущность Центра здоровья как модели средо-ориентированной технологии формирования физической культуры личности-

— обосновать организационные формы деятельности Центра здоровья как педагогической модели функционирования системы «поведение-здоровье" —

— разработать педагогическое обеспечение процесса формирования физической культуры личности студента как ведущего субъективного фактора в системе & laquo-поведение — здоровье& raquo--

— выявить динамику формирования физической культуры личности студента в процессе эксперимента.

Методы исследования

В соответствии с целью и объектом исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, комплексный и системный подходы- выявление существующих концепций и подходов к решению сформулированной проблемы- методы эмпирического уровня: наблюдение, изучение педагогической и медико-педагогической документации, социологическое анкетирование, психологическое тестирование- констатирующий и формирующий педагогический эксперимент- методы статистической обработки результатов / 'www.gdz-mir.ru', 26 /.

Теоретико-методологические основы исследования составляют философско-культурологическое знание сущности физической культуры, раскрывающее сущность биосоциокультурной деятельной природы (В.М. Лукин, 1970- В.В. Орлов- Л. Н. Коган, 1984- М. С. Каган, 1991, 1998, В. М. Межуев, 1977- Ю. В. Рождественский, 1999- Ю. Н. Давыдов, 1978- И. М. Быховская, 1993, Н. Н. Визитей, 1985 и др.) [111, 62, 131,24,25,41,55,27]- психологические подходы к изучению потребностно-мотивационной сферы развития личности (Б.Г. Ананьев, 1968, 1977- А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, П. В. Симонов, Л. В. Запорожец, Н. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн- B.C. Мерлин, 1986- В. Н. Келасьев, 1992- П. М. Китаев, 1997- Б. Сейлерова, 1988- М. А. Недашковская, 1990- А. Ц. Пуни, 1985- и др.) [1, 4, 5, 23, 129, 106]- совокупность педагогических положений определения сущности физической культуры личности в образовательном пространстве (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, Г. М. Соловьев, Ю. М. Николаев, 1998) [6−18, 31−34, 75−84, 9096, 137−139, 107−1-11].

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и научно обоснована модель средо-ориентированной технологии формирования физической культуры личности в образовательном пространстве вуза- разработаны организационно-педагогические условия реализации модели формирования физической культуры личности студента-

— выявлена взаимосвязь объективных и субъективных факторов формирования физической культуры личности студента, реализованная функционированием систем & laquo-здоровый образ жизни — здоровье& raquo- и & laquo-поведение — здоровье& raquo--

— выявлена динамика формирования физической культуры личности как субъективного фактора системы & laquo-поведение- здоровье& raquo-.

База опытно-экспериментальной работы

Работа проведена на базе кафедры физической культуры и кафедры медицины, здоровья и развития Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Основные этапы исследования

Исследование проводилось с 1997 года по 2005 год и включало в себя следующие этапы. Первый этап (1997−2000) — анализ литературных источников, состояния разработки проблемы, концептуальные подходы к ее решению, определение методов исследования, медицинское наблюдение, подбор психолого- педагогических методов тестирования.

Второй этап (2000−2003) — разработка концепции и модели формирования индивидуальной физической культуры личности студента, определение и обоснование необходимых условий функционирования модели.

Третий этап (2003−2005) — разработка программного обеспечения и проведение педагогического эксперимента, анализ результатов, обобщение, статистическая обработка результатов, литературное оформление результатов исследования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивается теоретическими положениями педагогической, психологической и философской наук- логикой построения научного исследования, использованием комплекса методов, адекватных его цели, задачам и предмету- сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальных данных, использованием методик статистической обработки- репрезентативностью базы исследования- возможностью повторения опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов.

Положения, выносимые на защиту

1. Формирование здоровья студентов детерминировано взаимодействием объективных и субъективных факторов. В контексте интегральной природы человека его здоровье рассматривается как динамический процесс сохранения и развития его социально-природных функций, а также социокультурной и творческой активности. Ведущим субъективным фактором в системе & laquo-здоровый образ жизни — здоровье& raquo- и & laquo-поведение — здоровье& raquo- является физическая культура личности. Образ жизни подрастающего поколения с учетом состояния его здоровья нуждается в большей педагогической организации.

2. Физическая культура является базовым типом человеческой культуры. Проблему формирования физической культуры человека можно решать только на основе единства социального и биологического. Одной из наиболее перспективных образовательных моделей по формированию физической культуры личности является средо-ориентированная технология, основным принципом которой является соответствие типов учебных занятий формам социализации (идентификация, индивидуализация, персонализация). Принципы соответствия типов учебных занятий формам социализации личности относятся к гуманистически ориентированным, поскольку акцентируют не самоценность занятий, а самоценность личности, в целях развития которой эти занятия используются.

3. Средо-ориентированная технология предусматривает решение следующих задач: формирование комплекса междисциплинарных знаний (образовательный компонент) —

— овладение основами здорового образа жизни, профилактикой заболеваний, например, опорно-двигательного аппарата, как наиболее распространенных среди студентов (лечебно-оздоровительный компонент) —

— совершенствование физической подготовленности студентов и развитие способности к самосовершенствованию и самореализации (спортивно — деятельностный компонент).

Эффективность разработанной средо-ориентированной модели формирования физической культуры личности студента подтверждена данными медико-педагогического контроля.

Теоретическая значимость исследования

Выявлена взаимосвязь объективных и субъективных факторов формирования физической культуры личности в системах & laquo-здоровый образ жизни — здоровье& raquo- и & laquo-поведение — здоровье& raquo-. Физическая культура личности обоснована как субъективный фактор совершенствования здоровья. Разработана и научно-обоснована средо-ориентированная образовательная модель технологии формирования физической культуры личности.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования состоит в создании и внедрении модели средо-ориентированной образовательной технологии, направленной на формирование физической культуры личности студента в вузе- разработке ее педагогического обеспечения- в возможности использования теоретических положений в курсе лекций по основам здорового образа жизни.

Основные результаты диссертационного исследования изложены и апробированы на Всероссийской научно-практической конференции & laquo-Физическая культура и спорт на рубеже 1000-летий& raquo-, проводимой в г. С. -Петербурге в 2000 году- на конференции & laquo-Архитектура и строительство-2000& raquo- профессорско-преподавательского состава, докторантов и аспирантов ННГАСУ, в Н. Новгороде в 2000 году- на 1-й Всероссийской научно-практической конференции & laquo-Оптимизация учебно-тренировочного процесса& raquo-, проводимой в ННГУ в г. Н. Новгороде в 2002 году- на 2-й Всероссийской научно-практической конференции & laquo-Оптимизация учебно-тренировочного процесса& raquo-, проводимой ННГУ в г. Н. Новгороде в 2003 году- на 2-й межвузовской конференции & laquo-Актуальные вопросы валеологического образования и физического воспитания студенческой молодежи& raquo-, проводимой НГМА в г. Н. Новгороде в 2003 г.- на 3-й Всероссийской научно-практической конференции & laquo-Оптимизация учебно-тренировочного процесса& raquo-, проводимой ННГУ в г. Н. Новгороде в 2004 году- на Международном научно-промышленном форуме & laquo-Великие реки- 2004″ в г. Н. Новгороде в 2004 г., на 4-й Всероссийской научно-практической конференции & laquo-Оптимизация учебно-тренировочного процесса& raquo-, проводимой ННГУ ФКС в г. Н. Новгороде в 2005 году.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 185 наименований. Работа иллюстрирована 21 рисунком и 4 таблицами.

Выводы, сделанные на основе теоретического изучения проблемы с последующей опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертации, позволяют констатировать, что цель настоящего исследования — разработка средо-ориентированной модели формирования физической культуры личности студента как ведущего фактора здорового образа жизни — выполнена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществленный в нашем диссертационном исследовании анализ феномена физической культуры личности студента как ведущего фактора в системах & laquo-поведение — здоровье& raquo- и & laquo-здоровый образ жизни -здоровье& raquo- позволяет утверждать, что здоровье человека — проблема, которая уже давно вышла за пределы медицины. Формирование, сохранение и укрепление здоровья является важнейшей задачей любого образовательного учреждения. В связи с этим возрастает роль педагогических технологий, сущностью которых является формирование физической культуры личности как значимого фактора в системе & laquo-поведение — здоровье& raquo-.

Изучение подходов к определению понятия & laquo-физическая культура личности& raquo- позволяет рассматривать ее как социально-детерминированную область общей культуры человека, представляющую собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. Такое определение физической культуры позволяет интерпретировать ее как ведущий фактор в системе & laquo-поведение — здоровье& raquo-, детерминирующий избирательное, инициативное ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, деятельности, окружающим людям и образу жизни в целом на основе рефлексивного сознания.

Активная жизненная позиция студента как субъекта физической культуры и оздоровительной деятельности может быть успешно реализована посредством средо-ориентированной оздоровительной образовательной модели, содержательный компонент которой направлен на развитие у студентов культуры философски-методологического мышления при освоении теоретических знаний безопасности жизнедеятельности и здоровья, а также системы ценностно-смыслового отношения к практике оздоровления.

В исследовании разработано программно-методическое обеспечение, конкретизирующее целевые установки модели и, включающие типологию занятий, методы и формы организации образовательного процесса, функции педагога в этом процессе, что и составляет содержание педагогических условий формирования физической культуры личности студента.

Осуществленное опытно-экспериментальное исследование позволило доказать, что предлагаемая образовательная модель, ориентируемая на проведение интегральной диагностики уровня индивидуального здоровья с использованием комплексного подхода, нацелена на осуществление своевременной профилактики и коррекции состояния здоровья студентов- на определение свободного выбора двигательных режимов с учетом морфофункциональных, психофизиологических и половых особенностей- на создание гуманной среды и успешной социализации личности студента в области физической культуры.

Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о том, что гипотетическое предположение о возможности формирования физической культуры личности студента как ведущего фактора в системе & laquo-поведение — здоровье& raquo-, справедливо. Данные о достижениях субъектов образовательного процесса, приведенные в диссертации, позволяют утверждать, что средо-ориентируемая образовательная модель обладает значительным развивающее- оздоровительным потенциалом.

Исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Представляется перспективным разработать социально-психологический портрет выпускника вуза с мировоззренческими детерминантами здорового образа жизни- разработать единую методологию диагностики, прогноза и коррекции нарушений, отклонения физического и психофизиологического статуса студента.

Показать Свернуть

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы формирования физической культуры личности.

1.1. Основные направления развития физической культуры в 18 историческом контексте.

1.2. Философско-культурологические основы формирования физической культуры личности.

1.3. Значимость личностно-деятельностного подхода в формировании физической культуры личности.

1.4. Особенности валеологического подхода в формировании физической культуры личности.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Сущностно-содержательные характеристики Центра здоровья как средо-ориентированной модели формирования физической культуры личности студента.

2.1. Основные принципы построения средо-ориентированной модели.

2.2. Моделирование содержания средо-ориентированного подхода образовательного процесса вуза.

2.3. Основные компоненты средо-ориентированной модели.

Выводы по второй главе.

Глава 3. Опыт реализации средо-ориентированной модели формирования физической культуры личности студента в образовательном процессе.

3.1. Материалы и методы исследования констатирующего и формирующего экспериментов.

3.2. Результаты констатирующего эксперимента.

3.3. Результаты формирующего эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1997.- 300 с.

2. Андреев, А. Н. Культурология / А. Н. Андреев. Минск: изд-во & quot-Дизайн ПРО& quot-, 1988.- 160 с.

3. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. / Акад. мед. наук СССР. М.: Медицина, 1975.- 447 с.

4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.- С. 153 — 154.

5. Асмолов, А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин. // Вопросы психологии, 1992. -№ 1−2.

6. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К Бальсевич. М.: ФиС.- 1988.- 208 с.

7. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JT. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -1995. -№ 5.

8. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич //Теор. и практ. физ. культ. -1991.- № 7.- С. 37 -41.

9. Бальсевич, В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. 1993. — № 4. — С. 10−16.

10. Ю. Бальсевич, В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствованияфизического воспитания и спорта для всех /В.К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. М.- 1993.- № 4. — С. 21 — 23.

11. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. -1996. -№ 1. С. 8−17.

12. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич М.: изд-во & quot-Теор. и практ. физ. культ. "- - 2000. — 275 с.

13. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. 2002.- № 3.- С. 2−4.

14. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопр. филос. 1981.- № 8.- С. 78−89.

15. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич.- М.: ФиС, 1988. — 207 с.

16. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -1995. -№ 4.- С. 2−4.

17. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -1995. -№ 4. -С. 4−7.

18. Барчуков, И. С. Физическая культура: Учеб. пособие для вузов / И. С. Барчуков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 255 с.

19. Бахтин, М. М. Эстетика словестного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, -1986.- С. 296−303.

20. Белкина, А. В. Физическая культура и спорт: этические и юридические аспекты / А. В. Белкина. www. sportlaw. ru

21. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика.- 1989. — 192 с.

22. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. // Педагогика. 1997.- № 4, — С. 11.

23. Брехман, И. И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман .М.: 1990.

24. Быховская, И.М. / И. М. Быховская // Теор. и практ. физ. культ. -1986. -№ 5. -С. 66.

25. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. М.: РИО ГЦОЛИФК, — 1993. — 168 с.

26. Венда, В. Ф. Система гибридного интеллекта: Эволюция, психология, настроение / В. Ф. Венда. М.: Просвещение, -1990. -291 с.

27. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально философские, педагогические аспекты) / Н. Н Визитей. Кишинев: Штиинца, — 1989.- 110 с.

28. Викулина, М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории)/ М. А. Викулина, — Монография.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — С. 14−18.

29. Викулина, М. А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов / М. А. Викулина.- Н. Новгород: ВГИПИ, -2001. -С. 8−38.

30. Виленский, М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский. // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 10. — С.9 -15.

31. Виленский М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха / М. Я. Виленский, Б. Н. Минаев // Теория и практика физ. культуры.- 1973.- № 3, — С. 60−64.

32. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогической специальности / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высшая школа, 1989, С. 33 — 36.

33. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001.- № 3.- С. 2 — 7.

34. Виноградов, П. А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / П. А. Виноградов М.: Изд-во & quot-ФиС"-.- 1995. — С. 4−33.

35. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов.- М.: Изд-во & quot-ФиС"-. 1990.

36. Головин, В. А. Физическое воспитание / В. А. Головин, В. А. Масляков, А. В. Коробков. М.: Высшая школа.- 1983. — 391 с.

37. Горшков, А. В. Циклические взаимодействия между системами & laquo-социальная макросреда& raquo-, & laquo-социальная микросреда& raquo- и & laquo-личность»- / А. В. Горшков // Циклические процессы в природе и обществе / Под. Ред. В. Д. Чурсина. Ставрополь.- 1993.- С. 155−156.

38. Григорьев, В. И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В. И. Григорьев // Теор. и практ. физ. культуры,-2004. -№ 2.- С. 54−61

39. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры / А. А. Гужаловский. Учеб. для техн. физ. культ. — М.: ФиС.- 1986. — 352 с.

40. Гуськов, С. И. Физическое воспитание в школах США / С. И. Гуськов // Физическая культура в школе.- 1995.- № 4.- С. 71−75.

41. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР. -1996. 544 с.

42. Дмитриев, С. В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа / С. В. Дмитриев // Теор. и практ. физ. культ.- 1988.- № 2.- С. 24.

43. Долженко, О. В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе / О. В. Долженко, B. J1. Шатуновский. М.: Высшая школа.- 1990. — 187с.

44. Донской, Д. Д. Развитие идей П. Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии / Д. Д. Донской // Теор. и практ. физ. культ. 1997. — № 2. — С. 2 — 4.

45. Донской, Д. Д. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека / Д. Д. Донской, С. В. Дмитриев // Теор. и практ. физ. культ. 1999.- № 9.- С. 2−6.

46. Дубровский, В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский Учеб. для вузов. — М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. -1999. — 480 с.

47. Евстафьев, Б. В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б. В. Евстафьев. Л., 1985.

48. Зилов, В. Г. Методологические основания здоровья /В.Г. Зилов // В сб.: Совещ. по филос. пробл. совр. мед. М., — 1998.- С. 32−36.

49. Игропуло, B.C. Основы образовательных технологий / B.C. Игропуло Ставрополь: Институт развития образования.- 1996. -226 с.

50. Ильин, В.В. О специфике гуманитарного знания / В. В. Ильин // Вопросы философии.- 1985.- № 7.- С. 47.

51. Каган, М. С. Философия культуры как теоретическая дисциплина (Философия культуры. Становление и развитие) / М. С Каган. -СПб., 1998. -448 с.

52. Казначеев, В. П. Космопланетарный феномен человека. В. П. Казначеев, Е. А. Спирин // Проблемы комплексного изучения. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, — 1991.- С. 226.

53. Кеттелл, Р. Б. Методика индивидуальной профконсультации / Р. Б. Кеттелл.- М. -1982.

54. Кларин, М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В Кларин. // Педагогика, -1996.- № 2.- С. 14.

55. Кобяков, Ю. П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков. // Теор. и практ. физ. культ., -2003. -№ 11.- С. 20−23.

56. Коваленко, В. А. Здоровый образ жизни в учебных программах вузов: проблемы и перспективы / В. А. Коваленко, Л. М. Крылова, Т. Г. Савкин. // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Матер, науч. -практ. конф. М. -1994. С. 46 -47.

57. Коган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Коган. -Л., 1991.

58. Круглова, Л. К. Основы культурологии / Л. К. Круглова. СПб.: СПГУВК.- 1995. -393 с.

59. Крылова, Л. М. Валеология как наука о здоровье и место физической культуры в ней / Л. М. Крылова, Я. Н. Гулько. // Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, науч. -практ. конф. Ростов-на-Дону.- 1995.- Т. 4, Ч. 1.- С. 27 30.

60. Кузин, В. В. Очерки теории и истории интегративной антропологии / В. В. Кузин, Б. А. Никитюк. М.: ФОН. -1995. — 174 с.

61. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л. М Куликов. М.: ФОН.- 1995. — 395 с.

62. Купер, К. Аэробика для здоровья / К. Купер. // М.: Изд-во ФиС. -№ 9.- С. 15−21.

63. Лебедев, Ю. А. Философские основы теории и практики физической культуры / Ю. А. Лебедев.- Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. Нижний Новгород.- 1993. -285с.

64. Левина, М. Л. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / М. Л. Левина. М.: ИПК ипереподготовки руководящих работников и специалистов образования.- 1996. 232 с.

65. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа.- 1991.- С. 24 — 28.

66. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические / А. Н. Леонтьев // соч.: в 2 т. М. — 1983.- т. 1.- С. 392.

67. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев / Учеб. пос. М.: Прометей, 1993. — 562 с.

68. Лихтерман, Л. Б. Ультразвуковая томография и тепловидение в нейрохирургии / Л. Б. Лихтерман.- М., Медицина.- 1983.- 144 с.

69. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева. // Теор. и практ. физ. культ. -1996.- № 1.

70. Лубышева, Л. И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич // Матер, междунар. конф. & quot-Современные исследования в области спортивной науки& quot-. — СПб.: НИИФК.- 1994.- С. 110−115.

71. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта/ Л. И Лубышева// Учеб. пос. М.: Изд. центр & quot-Академия"-.- 2001. — 240 с.

72. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева.- М.: ГЦОЛИФК.- 1992. 120 с.

73. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева. // Теор. и практ. физ. культ. 1997.- № 6, — С. 10 -15.

74. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева / Учеб. пос. М.: изд. центр & quot-Академия"-.- 2001. — 240 е. ,

75. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. 2002.- № 3. — С. 11 -14.

76. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ.- 1996.- № 1.- С. 2−4.

77. Лубышева, Л. И. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании / Л. И. Лубышева, В. П. Косихин // Теор. и практ. физ. культ. 1997.- № 6.- С. 10 — 15.

78. Лубышева, Л. И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева, С. И. Филимонова // Теор. и практ. физ. культ. 2004. -№ 2. — С. 2−6.

79. Лях, В. И. Спортивная наука в России между & quot-вчера"- и & quot-завтра"- / В. И. Лях //Теор. и практ. физ. культ. 1998.- № 4.- С. 8−15.

80. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс Э. Майнберг / Пер. с нем. А. В. Дранова / Под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М.: Аспект-Пресс.- 1995. — 317 с.

81. Майоров, А. Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А. Н. Майоров., Л. Б. Сахарчук, А. В. Сотов. -СПб.- 1992.

82. Мартынова, Н. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека: (Опыт постановки философской проблемы) / Н. М. Мартынова // Филоф. науки. 1991.- № 2.- С. 76.

83. Марчук, С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С. А. Марчук // Теор. и практ. физ. культ.- 2004, № 4, с. 13−15.

84. Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета & quot-Физическая культура& quot- в общеобразовательной школе / А. П. Матвеев докт. дис. в виде научного доклада — М.: -1997. -70 с.

85. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта / Л. П. Матвеев. М.: Воениздат. — 1997. — 304 с.

86. Матвеев, Л.П. О формировании общих теоретико-методических основ советской системы физического воспитания и проблемах дальнейшего развития обобщающих знаний в сфере физической культуры / Л. П. Матвеев // Теор. и практ. физ. культ. 1978.- № 3.- С. 65−69.

87. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки / А. П. Матвеев // Теор. и практ. физ. культ. 1991, — № 12.- С. 11−20.

88. Матвеев, Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры /А.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры 1982.- № 7.- С. 5−8.

89. Матвеев, Л. П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры / А. П. Матвеев // Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС.- 1984.

90. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / А. П. Матвеев. Киев: Олимпийская литература. -1999. -318 с.

91. Материалы к заседанию Государственного Совета Р Ф по вопросу & laquo-О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян& raquo-.- М.: Сов. Спорт.- 2002.- 44 с.

92. Матюшин, Г. Н. У истоков человечества / Матюшин Г. Н.- М.: Мысль.- 1982.- СЛ.

93. Мачеевич, С. С. Культура личности: методологический подход / С. С. Мачеевич // Автореф. канд. дис.- М. 1991. -21 с.

94. Мергаутова, Я. Тенденции формирования теории1. K. Jфизической культуры / Я. Мергаутова, Ф. Иохимсталер // Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС.- 1984.

95. Микусев, Ю. Е. Лечебная физкультура в реабилитации неврологических больных / Ю. Е. Микусев http: //www. infamed. com/nb/l-2 1996 8. html

96. Милыитейн, О. А. Социология физической культуры и спорта в СССР / О. А. Милыитейн М.: ФиС.- 1974.

97. Москаленко, А. Т. Смысл жизни и личность / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов // Под ред. А. А. Чичурина. -Новосибирск: Наука. Сиб. от-ние. 1989.- С. 177.

98. Мотылянская, Р. Е. Двигательная активность важное условие ЗОЖ / Р. Е. Мотылянская, Э. Я. Каплан, В. К. Велитченко и др. //Теория и практика физ. культуры. — 1990.- № 1.- С. 14−22.

99. Назаров, П. А. Прогноз некоторых затрат времени студенческой молодежью к 2000 году / П. А. Назаров // Теория иq практика физ. культуры. 1977- № 11.- С. 59−62.

100. Недашковская, М. А. Самореализация как феномен культуры / М. А. Недашковская // Автореф. канд. дис. Киев. -1990. — 23 с.

101. Николаев, Ю. М. Интегративная сущность физической культуры отражение понимания человека как целостности / Ю. М. Николаев // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры.- СПб.- 2002.- С. 76−84.

102. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры / Ю. М. Николаев // Докт. дис.- СПб.- 1998. -356с.

103. Николаев, Ю. М. Теория физической культуры: базовые ® концепции и основополагающий категорийный аппарат / Ю.М.

104. Николаев // Теор. и практ. физ. культ. 2002.- № 3.- С. 15−20.

105. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теор. и практ. физ. культ.- 2003.- № 8.- С. 2−9.

106. Николаев, Ю. М. Физическая культура: человеческое измерение / Ю. М. Николаев // Теор. и практ. физ. культ. -1999.- №• 2. -С. 24−31.

107. Олияр, В.И. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся / В. И. Олияр, B.C. Быков // Теор. и практ. физ. культ. 2002.- № 1.- -С. 11−15.

108. Орлов, Н. Н. Система планирования и организации учебного процесса / Н. Н. Орлов, Г. А Ткачук, В. И. Лесовиченко.- Киев. -1977.- С. 15−20.

109. Осухова, Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога / Осухова Н. Г. // Педагогика, — 1992.- № 3−4.- С. 53.

110. Оськина, Е. П. Самоорганизация в реформе вузовского физического воспитания / Е. П. Оськина, С. Б. Нарзулаев. // Теор. и практ. физ. культ. 2001.- № 9.- С. 45−47.

111. Пальцев, В. Образование как лекарство / В. Пальцев.- Alma mater. 1998. -№ 7. -С. 19.

112. Парсонс, Т. Человек в современном мире / Т. Парсонс // Пер. с англ. (Под общ. ред. ВА. Кувакина). М.: Прогресс.- 1985.

113. Песоцкая, Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности: (Философский анализ) / Песоцкая Е. Н // Науч. ред. Д. Е. Фролов.- Саранск: Изд-во Морд, ун-та.- 1999.- С. 51.

114. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. М.: Просвещение.- 1984. -С. 21 — 33.

115. Плеханов, Г. В. Литература и эстетика / Г. В. Плеханов.- М. -1958.- Т.1. -С. 61−63.

116. Пономарев, Н.И. О теории физической культуры как науке / Н. И Пономарев // Теор. и практ. физ. культ.- 1974.- № 4.- С. 49−53.

117. Пономарев, Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н. И. Пономарев. М.: ФиС.- 1970. — 248 с.

118. Понамарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека.- СПб.- 1996. 280 с.

119. Пономарчук, В. А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. М.- 1991. — 123 с.

120. Попов, Г. И. Методологические подходы к разработке новых психофизических и психобиомеханических технологий / Г. И. Попов, И. П. Ратов // Теор. и практ. физ. культ. 1998.- № 5.- С. 24 -26.

121. Приходько, В.В. / В. В. Приходько // Автореф. докт. дисс. -М.- 1992.

122. Прокопенко, Т. И. Сравнительный анализ и содержание деятельности оздоровительных Центров / Т. И. Прокопенко // Психолого-педагогические проблемы развития, образования и воспитания личности: матер, научн. конф. Ставрополь: СГУ. -1997. -С. 61−62.

123. Пуни, А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта / А. Ц. Пуни // Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 6.- С. 10 — 13.

124. Пушкарев, С. А. Физическое совершенство как проблема теории и практики советской системы физического воспитания / С. А. Пушкарев // В сб.: & quot-Пед. и мед. -биол. пробл. физич. совершенства школьников& quot-. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена.- 1983.

125. Ратов, И. П. Спортивные перспективы третьего тысячелетия (XXI век) / И. П. Ратов, В. К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. 1995. -№ 7. -С. 2−5.

126. Рогозкин, В. А. Европейский колледж спортивных наук развивает активность (Заметки с 8-го Научного конгресса) / В. А. Рогозкин // Теор. и практ. физ. культ.- 2003.- № 12.- С. 57−59.

127. Рождественский, Ю. В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский.- М.: Добросвет, — 2000 г. 288 с.

128. Рожков, П. А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы / П. А. Рожков М.: Советский спорт. -2002. -С. 12−16.

129. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология / В. В. Сериков. Волгоград.- 1994. -152с.

130. Соколов, Э.В. / Э. В. Соколов //Теор. и практ. физ. культ., 1985, № 2.

131. Соловьев, Г. М. Центры здоровья как организационно-педагогический фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов / Г. М. Соловьев, Т. И. Прокопенко // Теор. и практ. физ. культ. 2001.- №-9.- С. 48−51.

132. Соловьев, Г. М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования / Г. М. Соловьев // Теор. и практ. физ. культ. 2003.- № 8.- С. 10−14.

133. Соловьев, Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. М. Соловьев Ставрополь: СГУ.- 1999. — 167 с.

134. Соломина, С. Н. Взаимодействие общества и природы: (философские проблемы) / С. Н. Соломина.- М.: Мысль.- 1983. 252 с.

135. Столяров, В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации / В. И. Столяров М.: РГАФК.- 1995.

136. Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный подход) // В. И Столяров, И. М. Быховская., Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. 1998. -№ 5. -С. 11−15.

137. Столяров, В. И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта / В. И. Столяров. М.: ГЦОЛИФК.- 1984. — 103 с.

138. Столяров, В. И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры / В. И. Столяров М.: ГЦОЛИФК.- 1988. -27 с.

139. Судаков, К. В. Субъективная грань жизнедеятельности: эволюционные предпосылки и информационная сущность / К. В. Судаков // Совещ. по филос. пробл. совр. мед.- М.- 1998.- С. 5−32.

140. Сутула, В. А. Предпосылки физкультурологии / В. А. Сутула // Теор. и практ. физ. культ. 2002, — № 3.- С. 21−24.

141. Сухарев, А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А. Г. Сухарев. М. — 1976. — 72 с.

142. Томашкевич, В. Е. Трудовая активность / В. Е. Томашкевич. -М.: Экономика.- 1985.- 208с.

143. Тревелл, Дж.Г. Миофасциальные боли / Дж.Г. Тревелл, Д. Г. Симоне / Пер. с англ.- М:. Медицина.- 1989.- Т. 1. 240 с.

144. Трещева, О. Jl. Концепция валеологического образования студентов физкультурного вуза / О. Л. Трещева, И. В. Павлова // Теор. и практ. физ. культ.- 2001.- № 10.- С. 15−17.

145. Устав ВОЗ // Основные документы ВОЗ: 36-е издание. -Женева.- 1986.

146. Филиппов, Н. Н. Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой в новых социально- экономических условиях / Н. Н. Филиппов // Теор. и практ. физ. культ. 2001. -№ 10. -С. 44−45.

147. Филиппова, Л.В. Философско- педагогические проблемы валеологии / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев Н. Новгород: ННГАСУ.- 2000. — 219 с.

148. Чепик, В. Д. Нормы труда специалиста по физкультурно-оздоровительной работе / В. Д. Чепик, А. Г. Кирищук // Теор. и практ. физ. культ. 1993.- № 9−10/- С. 32 — 33.

149. Чернух, А. М. Микроциркуляция / А. М. Чернух, П. Н. Александров, О. В. Алексеев // М., Медицина. -1975. 456 с.

150. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Шадриков. М.: Логос, — 1993. — 181 с.

151. Шаймарданов, Р. Х. Технология интенсивного развития личности будущего учителя высшей квалификации / Р. Х. Шаймарданов. Казань: КГПУ.- 1996. — 176 с.

152. Ширковец, Е. А. Соотношение & quot-стрессор адаптация& quot- как основа управления процессом тренировки / Е. А. Ширковец, Б. Н. Шустин //Теор. и практ. физ. культ. — 1999.- № 1.- С. 28−30.

153. Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / П. М. Эрдниев. М.: Просвещение.- 1992. -В 2 ч.- ч. 1. — 176 е., ч. 2. — 257 с.

154. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С., Якиманская, О.

155. Якунина // Директор школы. 1998.- № 3. — С. 65.

156. Янушевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушевич / Пер. спольск. О. В. Долженко. М.: Высшая школа.- 1996. — 135 с. 1. Иностранная литература:

157. Boorse, С. Health as a theoretical concept / C. Boorse // Philosophy Science.- 1977. -№ 44. -P. 542−573.

158. Booth F., «Journal of Applied Physiology», v. 93, p. 3−30, July 2002

159. Canguilheim, G. La sante concept vulgaire et question ® philosophique / G. Canguilheim. -Pin-Balma: Sable, 1990. -217p.

160. Fedoryka, K. Health as an normative concept: Towards a new conceptual framework / K. Fedoryka // J. Med. Philosophy. 1997.- № 2. — P. 143−160.

161. Fitness in the workplass // President’s council on physical fitness and sport 1998. -P. 3−5.

162. Fulford, K.W.M. Praxis makes perfect: Illness as a bridge between biological concept of disease and social conception of health / K.W.M. Fulford // Theoretical Medicine. -1983. -№ 14. P. 305−320.

163. Goosens, W. Values, health and medicine /W. Goosens // Philosophy Science.- 1980. -№ 47. -P. 100−115.

164. Julius, S. Neurogenic pressor episodes fail to cause hypertension, Ш but do induce cardiac hypertrophy / S. Julius, Y. Li, D. Brant et al. //

165. Hypertension. 1989.- № 13. — P. 422−429.

166. Kaman, R.L. Justification of employee fitness programs: cost versus benefit / R.L. Kaman, J. Huckaby // Fitness in business. -1988. -Dec. P. 90−95.

167. Kim, J.R. Heart rate and subseguent blood pressure in youngaduls: the CARDIA study / J.R. Kim, C.I. Kiefe, K. Lui //Hypertension.- 1999. -№ 33.- P. 640−646.

168. Lange M. Die Muskelharter (Myoogeloosen) / M. Langeщ Munchen, J.F. Lehman’S Verlag.- 1931.

169. Lennox, J. Health as an objective value / J. Lennox // J. Med. Philosophy. 1995, — № 20. — P. 499−511.

170. Maslow, A. Theory of Human Motivation / A. Maslow // Human Dynamic in Psychology and Education. -Boston.- 1972.- P. 128.

171. Mechanic, D. Factors associated with the positive health behavior / D. Mechanic, P.D. Clearly // Prev. Medicine. 1980, — № 6. -P. 805−814.

172. Nordenfelt, L. Towards a theory of happiness: A subjective notion of guality of life. In L. Nordenfelt (ed.) Concepts and measurement of quality of life in health care.- Dordrecht: Kluwer, 1994.- P. 35−57.

173. Palatini, P. Relationship of tachycardia with high blood pressure and metabolic abnormalities. A study with mixture analysis in three populations / P. Palatini, E. Casiglia, P. Pauletto et al. // Hypertension. -1997. -№ 30- P. 1267−1273.

174. Pessatello, L. Hospital model exercise screening / L. Pessatello, C. Leach, M. Sands, H. Scherzer // Fitness in business. 1988. -December. -P. 97−101.

175. Rosenthal, E. Computers help restore won executives / E. Rosenthal // Forth business. 1983. — № 4. — P. 15−20.

176. Rything, P. Sportwissenschaft (sport science) / Sport -wissenschaftliches Lexikon / P. Rything. Schordorf: Hofmann.- 6, vollig neu besrd. Auflage. — 1992. — S. 474−476.

177. Scaddling, J.C. Health and disease: What can medicine do for philosophy? /J.C. Scaddling // J. Medical Ethics. 1988.- № 14. -P.l 18 124.

178. Schwartz, D. Career wellness / D. Schwartz // Fitness in business. 1989. — V.3. — № 4. — P. 138−140.

179. Shore, G. Metrofit: a cost-effective fitness programm / G. Shore, P. Pracad, M. Zroback // Fitness in business. 1989. — V.3. — N 4. — P. 147−153.

180. Slavin, R. Learning to cooperate cooperating to learn / R. Slavin et al.- eds. N.Y.- L., Plenum Press.- 1985. — P. 63.

Заполнить форму текущей работой