Влияние уровня школьного образования на успешность обучения в вузе

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Список литературы
1. Китайский В. Е. Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза: учебник. М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2009. 576 с.
2. http: //www1. fips. ru
L.I. Aleshicheva, D.A. Dekhtyar, АМ. Troitskij
USE OF THE LOCAL DATABASE OF PATENTS FOR INVENTIONS AND THE USEFUL MODELS IN EDUCATIONAL PROCESS
The option of the automated local database of patents for inventions and the useful models without Internet access for defensive specialties is considered. The developed database is used as a base unit of the virtual laboratory complex which is using for tutoring of students at the corresponding courses.
Key words: the patent, patent searching, a database, the training module.
Получено 17. 10. 12
УДК 37. 042. 2
М. В. Арсентьева, канд. техн. наук, доц. ,(4872) 35−18−79, mars 100@mail. ru (Россия, Тула, ТулГУ),
В. А. Никитин, канд. техн. наук, доц., (4872) 35−18−79, nikitin tula@mail. ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Рассмотрены факторы, влияющие на успешность обучения в вузе. Проанализирована взаимосвязь среднего балла абитуриентов, показанного на вступительных испытаниях, со средним баллом, полученным студентом за время обучения в вузе.
Ключевые слова: успешность обучения, уровень школьной подготовки, средний
балл.
Успешность обучения в вузе можно трактовать как освоение учебной программы студентом, которое оценивается преподавателями в ходе текущих аттестаций по изучаемым дисциплинам, а также в процессе итоговой аттестации. При этом критерием успешности может выступать средний балл, полученный студентом за всё время обучения.
На успешность освоения образовательной программы высшего профессионального обучения оказывает влияние ряд факторов, среди которых можно выделить:
— желание получить выбранную специальность на качественно высоком уровне-
— стремление к обеспечению быстрого карьерного роста, достижению высоких должностей-
— личностные качества: настойчивость, дисциплинированность, умственные способности, прилежание и т. д. -
— любознательность и стремление к первенству, характерные для молодых людей.
Определяющим фактором, влияющим на успешность обучения в вузе, является начальный уровень подготовки студентов, поступивших в данный вуз, который зависит от общего уровня школьного образования в
регионе (для регионального вуза, которым является ТулГУ) и качества абитуриентов, выбравших данные вуз и специальность для получения высшего образования.
На выбор абитуриентом вуза и специальности для поступления, как представляется, влияют:
— опыт родителей и родственников-
— статус вуза и специальности, сформировавшиеся в обществе-
— материальное положение семьи-
— оценка реальности поступления в данный вуз путём сопоставления набранных баллов по результатам единого государственного экзамена с проходным баллом прошлого года-
— возможность дальнейшего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности.
Общеизвестно, что первичная мотивация значительно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение и формирует отношение студента к обучению [1]. К сожалению, в последнее время гиперболиро-ванное значение абитуриентами придаётся их будущему ожидаемому материальному вознаграждению, которое часто не связывается ими с результатами труда, его качеством и степенью полезности для общества. Поэтому можно говорить о завышенных притязаниях первокурсников к материальному благополучию, в стремлении к которому абитуриент ориентируется на приоритеты специальностей, сформировавшиеся в обществе, исходя из уровня средних зарплат в отрасли. Поэтому вузы, ведущие подготовку по не престижным с точки зрения абитуриентов специальностям, обречены на получение абитуриентов с низким начальным уровнем подготовки, несмотря на интенсивно проводимую профориентационную работу.
Положение высшего учебного заведения осложняется тем, что все больше абитуриентов поступают с весьма посредственными знаниями по общеобразовательным предметам, изучаемым в школе, что затрудняет подготовку высококачественного продукта — специалиста, востребованного на рынке труда.
Понятие средней общеобразовательной подготовки включает в себя определенный уровень знаний основ наук, зафиксированных в учебных планах и программах средних учебных заведений, необходимый для деятельности в различных областях народного хозяйства, а также для продолжения образования. При приеме в институты и университеты выявляется уровень готовности к обучению — ранее посредством вступительных конкурсных испытаний, а сейчас ЕГЭ — и осуществляется отбор наиболее достойных кандидатов, выражающийся в отклонении лишнего числа абитуриентов от запланированного.
Уровень общеобразовательной подготовки находит свое отражение в двух показателях: в среднем балле, полученном на основе документа о среднем образовании, и в сумме набранных баллов на вступительных экзаменах в вуз. Средний балл документов о среднем образовании является ненадежным показателем, не является убедительным. Система конкурсных экзаменов выявляет уровень общеобразовательной подготовки и является до настоящего времени наиболее надежным и испытанным критерием отбора в высшую школу.
Так, если средний балл аттестата характеризует в большей степени способности абитуриента к обучению, то средний балл, полученный на приемных экзаменах, отражает степень подготовленности по экзаменуе-
мым дисциплинам в конкретный момент времени. Другими словами, можно обладать незаурядными способностями к обучению, но к приемным экзаменам быть не готовым и, наоборот, можно быть блестяще подготовленным к приемным экзаменам, но иметь посредственные способности к обучению. Для успешного же овладения вузовской программой важны и способности к обучению, и уровень подготовленности по профилирующим для данной специальности школьным предметам [2].
Поэтому представляется целесообразным сопоставить оценку начального уровня студентов, показанного на вступительных испытаниях, и показатель успешности обучения в вузе для одних и тех же групп студентов, выраженные в относительных величинах
? _ Ае ~ Ье. ^ = АН ~ ЬН
Ые Мн
где Е, Н — относительный средний балл, показанный абитуриентами на вступительных испытаниях, и в процессе обучения студентов в вузе соответственно- Ае, Ан — средний балл, показанный абитуриентами на вступительных испытаниях, и в процессе обучения студентов в вузе соответственно- Ье, Ьн — проходной балл на вступительных испытаниях и минимально возможная оценка в процессе обучения студентов в вузе соответственно- Ме, Мн — разница между максимально возможным баллом и проходным на вступительных испытаниях и разница между максимально и минимально возможной оценкой в процессе обучения студентов в вузе соответственно.
На рисунке приводится сопоставление указанных величин по данным двадцатилетних наблюдений для студентов кафедры «Ракетное вооружение» ТулГУ, которая готовит студентов по специальностям «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» (ранее «Ракетные двигатели»), «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» (ранее «Ракетостроение») и направлению «Баллистика и гидроаэродинамика» (ранее «Баллистика»).
Как следует из рисунка, средний по кафедре показатель успешности освоения программы высшего образования напрямую коррелируется с показателем уровня школьной подготовки. По отдельным специальностям эта связь также просматривается, хотя не всегда так явно выражена. Это подтверждает ранее высказанную мысль об определяющем влиянии на успешность обучения в вузе уровня начальной, школьной подготовки абитуриентов.
Графики названных выше показателей имеют особенность, заключающуюся в наличии «ступеньки» с более высокими показателями для наборов студентов 1994 — 2000 годов по сравнению с предыдущими и последующими потоками. Особенно чётко это видно по штриховым линиям на графике, которые соответствуют усреднённым за выделенный период значениям показателей. Объясняется эта особенность тем, что на кафедре для наборов студентов 1994 — 1998 годов реализовывалась бинарная подготовка специалистов, согласно которой за несколько увеличенный — с 5 до 6 лет — срок обучения студенты, кроме основной «оборонной» специальности, получали вторую «модную» гражданскую специальность («Экономика предприятия»), что позволило кафедре привлечь для обучения сильный контингент учащихся.
5 ^
I ^
5″ ^
Си ^
3 ?5
* I
а ^
Н К
§
§ |
? & amp-
§ ^
50 ^
5
о
гг & amp-

«а
¦а
К
а
о

?
•а
г
а:
^
а:
«а
а:
5 К
Ь
Однако, как показал анализ распределения студентов после окончания вуза, подавляющее большинство студентов отдавало предпочтение работе по гражданской специальности, поэтому такая практика подготовки была прекращена. Способствовало такому решению, которое было принято в конце 1999 года, и вступление в силу закона об образовании, запрещающего бесплатное получение второго высшего образования.
В дальнейшем студенты кафедры, желающие получить второе высшее образование, реализовывали свои намерения через образовательные учреждения, предоставляющие платные услуги (Центры образования и повышения квалификации, коммерческие вузы).
После прекращения бинарной подготовки (выпуск декабря 2003 года) некоторое время (выпуски 2004−2006 годов) качество студентов кафедры ещё держалось на относительно высоком уровне, в то время как абитуриенты мгновенно отреагировали на изменившуюся ситуацию, и в 2000 году качество набора существенно упало. Начиная с этого года показатели качества набора стабилизировались на довольно низком уровне, колеблясь около относительного показателя 0,35, что естественно отразилось и на успешности освоения студентами программы высшего образования. Несколько обнадёживает тот факт, что постепенно, начиная с набора 2009 года, показатели уровня начальной подготовки студентов несколько увеличиваются, что даёт надежду и на повышение качества выпускаемых специалистов в дальнейшем.
Похожая ситуация наблюдается во многих технических вузах страны, что отражает общую тенденцию снижения популярности технических специальностей у абитуриентов и в обществе в целом. В настоящее время в России наблюдается явный перекос в уровне доходов, получаемых работающим населением, в сторону сферы распределения (банковская и правовая системы, административное управление, торговля и т. д.), поэтому и специальности, связанные с производством, не пользуются популярностью, хотя востребованность в указанных специалистах в промышленности возрастает год от года. Однако, чтобы переломить образовавшийся крен в сторону непроизводственных сфер деятельности, необходимо приложить массу усилий, прежде всего в области распределения получаемых доходов, для подъёма престижности технического образования.
Список литературы
1. Галевский Г. В., Рыбалкина Л. Г., Новикова С. С. К вопросу о совершенствовании качества подготовки специалистов // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. Новосибирск, 2002. Вып.2. С. 102−112.
2. Сургучев В. А. Общеобразовательная подготовка абитуриентов как критерий отбора в институты физической культуры // Труды ученых ГЦО-ЛИФКа: ежегодник. М., 1993. С. 168−173.
M. V. Arsentieva, V.A. Nikitin
INFLUENCE OF SCHOOL EDUCATION LEVEL ON SUCCESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
The factors influencing success of training in higher education institution are considered. The interrelation of a GPA of the entrants shown on entrance tests, with a GPA received by the student for the time of training in higher education institution is analysed.
Key words: success of training, level of school preparation, GPA.
Получено 17. 10. 12
УДК 378. 1
М. С. Воротилин, канд. техн. наук, доц., (4872)35−05−50, vms-vorotilin@rambler. ru (Россия, Тула, ТулГУ), А. Э. Соловьев, д-р техн. наук, (4872) 35−26−78, soaled@yandex. ru (Россия, Тула, ТулГУ),
А. Н. Чуков, д-р техн. наук, проф., (4872) 35−00−05 (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассмотрены вопросы связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов в интересах оборонно-промышленного комплекса на примере Тульского государственного университета
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, образовательные учреждения, специалисты.
Президент Российской Федерации В. В. Путин 7 мая 2012 года подписал ряд указов, определяющих приоритетные пути развития государства [1]. Одним из основных аспектов внутригосударственной политики на ближайшие годы должно стать развитие оборонно-промышленного, научного и образовательного комплексов Российской Федерации.
Таким образом, перспективы развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), военно-технических наук, соответствующего высшего и специального образования рассматриваются руководством РФ в качестве единого комплекса.
Лидером мирового уровня в разработке высокоточного оружия ближней и средней тактических зон, несомненно, являются предприятия ОПК Тульской области. Указанное оружие прошло многократную апробацию и активно используется в различных вооруженных конфликтах и локальных войнах современности. По своим боевым характеристикам и ка-

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой