Условие как категория диалектической логики (теоретический подход исследования преступления и преступности)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Юридические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 343.9 ББК 67. 51
А. Лепс*
УСЛОВИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ логики (теоретический подход ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРЕСТУПНОСТИ)
Аннотация: Категория диалектической логики — условие — играет важную роль для понимания явления преступления (и преступности).
Ключевые слова: причинность- причины преступности- преступления- Гегель.
A. Leps
THE CONDITION AS A CATEGORY OF DIALECTICAL LOGIC (THEORETICAL approach TO The STuDY Of CRIME)
Summary: The category of dialectical logic — condition criminology).
Key words: causality- causes of crime- crime- Hegel.
Введение
Категория диалектической логики
— условие — играет важную роль для понимания явления преступления (и преступности). Автор этой статьи в сокращённом виде представляет эту очень важную тему, потому что категория условие находится только где-то в середине в учении о сущности Гегеля и перед этой категорией имеется целый ряд категорий, которые здесь не рассматриваются, чтобы было более удобно читателю понимать довольно сложный философско-юридический текст.
Гегель пишет, во-первых, истина бытия — это сущность, 1 во-вторых, сущность есть снятое бытие1 и, в-третьих, сущность определяет самое себя как основание.3 Далее он объясняет, «что основание есть, во-первых, абсолютное основание, в
* Андо Лепс — доктор юридических наук, профессор, Академия Норд, Социально-гуманитарный институт, член Римского Клуба (Таллинн, Эстонии). E-mail. andoleps@hot. ee
© А. Лепс, 2012
1 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — СПб., 2002. — С. 351.
2 Там же. — С. 355.
3 Там же. — С. 401.
plays an important role in understanding crime (and
Логика есть самая трудная наука.
Г. В.Ф. Гегель
котором сущность, прежде всего, дана как основа вообще для отношения основания- точнее говоря, основание определяет себя как форму и материю и сообщает себе содержание. Во-вторых, оно — определённое основание как основание определённого содержания- поскольку отношение основания, реализуя себя, становится вообще внешним себе, оно переходит в обусловливающее опосредствование. В-третьих, основание предполагает условие. Но условие в такой же степени предполагает основание. Необусловленное — это их единство, суть в себе, которая через опосредствование обусловливающего отношения переходит в существование». 4
Относительно необусловленное
Наличие условия как относительно необусловленного есть предпосылка формы сущности как абсолютного основания, как абсолютного необусловленного, но только через формальное основание, чем является позитивное право как законодательный акт (например, Уголовный кодекс).
4 Там же. — С. 403.
Основание — это то, что непосредственно, а основанное — то, что опосредствованно. Под основанием понимается здесь формальное основание как разновидность определённого основания, которое в свою очередь исходит или рефлексируется5 от абсолютного основания и которое делается положенностью. 6
Формальное основание как рефлексия абсолютного основания, как оказалось, является основой для формы, т. е. позитивного права или законодательных актов, в Эстонии — Пенитенциарного кодекса, в России и в Латвии — Уголовного кодекса. Однако формальное основание не есть основание виновного деяния и (или) бездействия члена общества, которое становится под угрозой наказания преступным. Этим является абсолютное основание или абсолютное необусловленное. При капитализме этим является капиталистический способ производства.
Так, часть 3 статьи 3 Пенитенциарного кодекса Эстонской Республики, который вступил в силу 1 сентября 2002 года, определяет преступление и наказание следующим образом: «Преступлением признаётся виновное деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, за совершение которого для физического лица в качестве основного наказания предусмотрено денежное взыскание или тюремное заключение, а для юридического лица — денежное взыскание или принудительное прекращение». Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года в п. 1 ст. 14 «Понятие преступления» определяет преступление таким образом: «Преступлением признаётся виновно совершённое опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания». Уголовный кодекс Латвийской Республики, введён в действие с 1 апреля 1999 года, где часть 1 статьи 1
5 Слово «рефлексия» Гегель употребляет в различных значениях, притом так, что одно значение незаметно переходит у него в другое или даже совмещается с другим. Латинское слово геАехю означает «загибание назад», «отклонение назад», «отражение» (света, звуковой волны, брошенного во что-то предмета). (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — С. 234).
6 Быть положенным в терминологии Гегеля оз-
начает в самом широком смысле быть производным,
несамостоятельным, зависящим от иного. (Гегель
Г. В. Ф. Наука логики. — С. 231).
определяет преступление следующим образом: «Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступного деяния, то есть с умыслом (умышленно) или по неосторожности совершившее предусмотренное настоящим законом деяние, имеющее все признаки состава преступного деяния». Пенитенциарный кодекс ЭР и Уголовный кодекс ЛР определяют преступление как основание и наказание как обоснованное, а также все статьи этих кодексов только с формальной стороны.
То непосредственное, с чем формальное основание соотносится как со своей существенной предпосылкой, есть условие. Следовательно, условие — это, во-первых, непосредственное, многообразное наличное бытиё, которое является предметом прямого преступного посягательства (например, люди и их здоровье, вещи и т. д.) и содержанием преступления. Во-вторых, это наличное бытие соотнесено с иным, с чем-то таким, что есть формальное основание, чем является, например, позитивное право, законодательный акт, Уголовный кодекс, не этого наличного бытия, а основание в другом смысле, ибо само наличное бытие как условие, как непосредственный объект и содержание преступления, непосредственно и не имеет основания. Со стороны указанного соотношения наличное бытие, т. е. условие — это нечто положенное, т. е. видимость какого-то другого явления или явлений (основание этих явлений здесь не изучается). Как условие непосредственное наличное бытиё должно быть не для себя, а для иного, в данном случае для формального основания, т. е. Уголовного кодекса. Однако быть условием — это для наличного бытия безразлично, потому что иначе получается смешное положение, якобы условие существует только для того, чтобы быть только содержанием или объектом преступления. В-третьих, условие — это непосредственное таким образом, что оно составляет предпосылку формального основания. В этом определении условие есть формальное отношение основания и тем самым — содержание его. Но без формы нет содержания. Однако форма исходит от абсолютного основания или абсолютного необусловленного и является только
его видимостью.7 Следовательно, форма или поведение членов общества исходит при капитализме от капиталистического способа производства. «…Капиталистическим производством, — писал К. Маркс,
— мы называем такой общественный способ производства, при котором процесс производства подчинён капиталу, т. е. который основывается (который является абсолютным основанием или абсолютным необусловленным. — АЛ.) в отношении между капиталом и наёмным трудом». 8
В качестве примера можно сказать, что при капиталистическом способе производства статистика преступности, ведущаяся правоохранительными органами, показывает прежде всего преступления, совершённые наёмными работниками и безработными (обычно это представители средних и бедных слоёв общества). В то же время, статистика зачастую не отражает преступления (экономические преступления, коррупция и т. п.), совершаемые работодателями, государственными чиновниками и работниками местных самоуправлений (обычно более обеспеченных слоёв общества). 9
Абсолютное необусловленное
Абсолютное необусловленное есть абсолютное основание, — отмечает Гегель,
— тождественное со своим условием, непосредственная суть как истинно сущес-твенная". 10 Итак, обе стороны целого, при капиталистическом способе производства как абсолютного основания, как абсолютного необусловленного, условие и основание, — это одно и то же существенное единство и как содержание, и как форма. Они переходят друг в друга благодаря самим себе, иными словами, взаимно предполагают себя. «Таким образом, — пишет Гегель, — имеется вообще лишь одно целое формы, но точно так же лишь одно целое
7 См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — С. 426.
8 Маркс К., Энгельс Ф. — Соч., Т. 47. — С. 148.
9 Лепс А. Преступность. Эстония. Энциклопедический справочник. — Таллинн, 2008. — С. 46−50- он же: Кризис юридической науки, в том числе криминологии. // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 1(20). — С. 37.
10 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — С. 431.
содержания — есть истинно необусловленное- суть в себе самой». 11
Условие, как выяснилось выше, — это лишь относительное необусловленное. Вот почему само условие обычно рассматривают как нечто обусловленное и спрашивают о новом условии, что ведёт к обычному прогрессу в бесконечность от одного условия к другому". 12 Отсюда возникает и самая острая проблема законодателя -новые составы преступлений, изменения существующих составов преступлений и т. д. Надо сказать, что законодатель не «выдумывает» новые законодательные акты. Законодатель только должен открыть и сформулировать их в виде юридического закона. 13 Однако все эти изменения обусловлены изменением окружающей среды или условия. 14
Переход сути в существование
«Когда налицо все условия какой-нибудь сути, — пишет Гегель, — она вступает в существование. Суть есть раньше, чем она существует, а именно, она есть, во-первых, как сущность или как необусловленное- во-вторых, она обладает наличным бытиём или определена, и определена рассмотренным выше двояким образом: с одной стороны, в своих условиях, а с другой
— в своём основании». 15 Это в свою очередь в самом общем виде значит, что при капиталистическом способе производства наличие преступлений (и преступность) является необходимостью. Однако, по крайней мере, без двух различных условий невозможно проявление преступления, как определённого (конкретного) факта действительности, как «бытия» или как «материала» преступности.
Суть дела возникает из основания, из абсолютного основания или абсолютного необусловленного, при капиталистическом способе производства. Основание предполагает условие. Но условие в такой же степени предполагает основание. Не-
11 Там же. — С. 429.
12 Там же. — С. 430.
13 Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. — Москва, 1986. — С. 103.
14 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — С. 428.
15 Там же. — С. 432−433.
обусловленное — это их единство, суть в себе, которая через опосредствование обусловливающего отношения переходит в существование, чем является преступление (и преступность).
Заключение
1. Главная цель автора этой статьи состоит в том, чтобы показать соотношение абсолютного основания или абсолютного необусловленного, а также формального основания и условия как относительного необусловленного, как непосредственной среды, как формального основания, являющегося рефлексией абсолютного основания и условием содержания или непосредственным объектом (предметом) преступления (и преступности).
2. Автору известно содержание виновного действия и (или) бездействия как формы, как позитивного права и содержания наказания, а также действительное содержание преступления как опре-
делённого факта непосредственной среды и т.н. «вторая и третья действительность» преступности, «первой» действительностью которой является сумма отдельных преступлений и основа работы правоохранительных органов, особенно работников полиции.
3. Возникает вопрос, почему автор не открывает перед читателем действительное содержание вышеуказанных понятий? Ответ следующий. Чтобы открыть содержание всех этих понятий, надо хорошо знать объективную логику Гегеля, особенно первую половину его учения о сущности. Автор этой статьи хотел в первую очередь познакомить читателей в самых общих чертах с некоторыми положениями диалектической логики Гегеля, чтобы учёный не потерял исследуемого целого. Автор статьи занимается этими проблемами уже более 15 лет и знает, что понимание логики Гегеля требует сравнения с обычным мышлением.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой