Угрозы безопасности России в пограничном пространстве, проявляющиеся под воздействием экономической глобализации

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Bibliography
1. Kirsta, Yu.B. Prognoz klimaticheskikh izmeneniyj v zernoproizvodyathikh zonakh Sibiri i Rossii / Yu.B. Kirsta, O.V. Lovckaya // Mir nauki, kulj-turih, obrazovaniya. — 2009. — № 7(19).
2. Kirsta, Yu.B. Imitacionnoe modelirovanie dinamiki i prognoz klimata Rossii do 2020 goda / Yu.B. Kirsta, O.V. Lovckaya // Fundamentaljnihe problemih vodih i vodnihkh resursov: Materialih III Vserossiyjskoyj konferencii s mezhdunarodnihm uchastiem, Barnaul, 24−28 avg. 2010 g. — Barnaul: Izdateljstvo ART, 2010.
3. Kirsta, Y.B. Information-hierarchical organization of natural systems II: Futures of Man-Biosphere Interactions and Climate Control / Y.B. Kirsta, V.Y. Kirsta // World Futures. — 2010. — Vol. 66 (8).
4. Modina, T.D. Klimat i agroklimaticheskie resursih Altaya / T.D. Modina, M.G. Sukhova. — Novosibirsk: Universaljnoe knizhnoe izdateljstvo, 2007.
5. Kirsta, Yu.B. Informacionno-fizicheskiyj zakon postroeniya ehvolyucionnihkh sistem. Sistemno-analiticheskoe modeliro-vanie ehkosistem: mo-nografiya / Yu.B. Kirsta, B. Yu. Kirsta.? Barnaul, 2009.
6. Kirsta, Y.B. System-analytical modelling — Part II: Wheat biotime run and yield formation. Agroclimatic potential, Le Chatelier principle, changes in agroclimatic potential and climate in Russia and the U.S. // Ecol. Modelling. — 2006. — Vol. 191.
7. Sapozhnikova, S.A. Osobennosti termicheskogo rezhima Gornogo Altaya // Trudih NIIAK, 1965. — Vihp. 33.
Статья поступила в редакцию 23. 05. 11
УДК 504: 33
Paramonov A. Ye. Threats to safety of the Russian border areas caused by economic globalization. The
major threats to the Russian border areas generated by the world economic processes are considered, and a brief description of these processes is presented. The impact of economic globalization on the RF frontier safety is determined.
Key words: economic globalization, border areas, boundary regions, migration, transboundary crimes, environmental state, economic expansion.
А. Е. Парамонов, Военная часть 2450, г. Москва, E-mail: bezmater@iwep. asu. ru
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рассмотрены основные угрозы безопасности России в пограничном пространстве, проявляющиеся под воздействием мировых экономических процессов и приведена их краткая характеристика. Определено влияние экономической глобализации на пограничную безопасность государства.
Ключевые слова: экономическая глобализация, пограничное пространство, приграничные регионы, миграция, трансграничная преступность, экологическая обстановка, экономическая экспансия.
Глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, что несет в себе явные позитивные стороны. В то же время нельзя сказать, что этот процесс является абсолютно позитивным и непременно ведет к процветанию всех вовлеченных в него государств. Вместе с преимуществами интернационализации экономики втянутые в эту орбиту страны получили «в нагрузку» и ряд очевидных проблем, включая экономические кризисы, падение национальных валют, безработицу и т. д.
Россия «открылась» глобализирующемуся миру и получила целый ряд экономических проблем как сырьевой придаток развитых стран: падение производства, деиндустриализацию, бегство капиталов за рубеж, резко усилившиеся социальные контрасты. При этом приграничные территории страны подверглись активному внешнему экономическому воздействию. Угрозами безопасности России в пограничном пространстве, обусловленные влиянием экономической глобализации, являются:
— ухудшение социально-экономического положения и неравномерность развития приграничных регионов-
— стремление некоторых из приграничных субъектов к экономическому обособлению и приоритетная ориентация на внешнеэкономические связи-
— миграция в российском приграничье, в т. ч. и нелегальная-
— трансграничная преступность в приграничных регионах, включая расхищение морских биологических ресурсов-
— экологические проблемы приграничья (опасность переноса на территорию страны особо опасных инфекционных болезней человека, животных, карантинных вредителей, сор-
няков, возбудителей болезней растений, а также токсичных веществ) —
— нарастание внешнего экономического давления на приграничные территории.
Ослабление российской экономики и внешнеэкономической самостоятельности страны, деградация ее технологического и промышленного потенциала, закрепление топливносырьевой специализации, высокая инфляция, снижение жизненного уровня, сохраняющаяся экономическая зависимость от Запада — все это не могло не сказаться на экономическом положении российского приграничья в условиях глобализации [1]. У немногих приграничных субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше среднего значения по стране. Эти показатели в самом общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутрима-териковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а с другой — бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 50−60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того, большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.
В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности
глубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях [2]. Окраинные регионы России в силу большой удаленности от центра, слабой транспортной освоенности и длительного периода относительной замкнутости хозяйства Советского Союза в большинстве своем развивались замедленными темпами и были отсталыми. Те же регионы Российской Федерации, которые стали приграничными только после распада Советского Союза, начали резко снижать уровни социально-экономического развития, экономической эффективности производства и конкурентоспособности производимой продукции (услуг). Основная часть приграничных субъектов России в настоящее время относится либо к отсталым, либо к депрессивным регионам.
В настоящее время на приграничных территориях Российской Федерации образовался целый комплекс взаимосвязанных и зачастую трудно разрешимых проблем. Наиболее серьезные из них: исторически сложившийся невысокий уровень развития большинства территорий, прилегающих к государственной границе.
Для регионов России, граничащих со странами СНГ, негативные последствия связаны, кроме того, с разрывом сложившихся хозяйственных связей. Государственные границы разделили транспортные системы, энергетические сети, другие объекты производственной и социальной инфраструктуры и даже некогда единые населенные пункты, затруднив решение не только производственных, торгово-экономических, но и наиболее насущных бытовых проблем. Большинство из них либо остаются нерешенными, либо решаются вне правового поля, что способствует превращению регионов, имеющих для страны стратегическое значение, в зону коррупции и криминала.
Окраинные (приграничные) территории на всех уровнях региональной иерархии объективно имеют худшие условия и показатели воспроизводства, чем центральные. Таковы своего рода пространственные закономерности. И это наблюдается не только в Российской Федерации, но и в других странах мира. В Великобритании, например, показатели социальноэкономического развития Шотландии хуже, чем в остальных. В свою очередь окраинные ее территории развиваются медленнее центральных, расположенных вдоль транспортной магистрали, проходящей через города Глазго и Эдинбург в северо-восточном направлении.
За годы экономических реформ территориальная дифференциация в уровнях социально-экономического и правового развития регионов России возросла, увеличился разрыв между центральными и приграничными (глубинными) регионами. Базовые показатели социально-экономического развития подавляющего большинства приграничных субъектов России (от 70 до 90% и выше) уступают аналогичным среднероссийским показателям, а по некоторым из них имеют наихудшие значения [3].
Современные уровни экономического развития регионов, рассчитанные на основе душевого объема валового регионального продукта (ВРП) в процентах к среднероссийскому показателю, различают по экономическим районам федеральных округов в 3,4 раза (Западная Сибирь — 167%, Северный Кавказ — 49%), а на основе валовой продукции промышленности — в 4,5 раза. В разрезе субъектов Федерации разрыв уровней (по ВРП) достигает 40,5 раза (Ямало-Ненецкий автономный округ — 770%, Республика Ингушетия — 19%). По приграничным субъектам Федерации диапазон денежных доходов на душу населения превышает двенадцатикратную величину (Ямало-Ненецкий автономный округ — Республика Ингушетия) [4].
Приграничные регионы России особенно те, которые не располагают значительными запасами ликвидных природных ресурсов с высокой рентабельностью их освоения, научнотехническим и производственным потенциалами, развитой инфраструктурой, которые потеряли преимущество географического положения с распадом СССР, обречены на более длительный кризис, отставание в развитии по сравнению с дру-
гими более богатыми преимущественно центральными регионами. Так получилось во многих случаях не по их вине, а сложилось исторически, либо это стало результатом не очень дальновидной политики федерального центра.
Приспосабливаясь к рынку и глобальной экономике, многие российские регионы, особенно приграничные, пытаются обрести самостоятельный выход из сложившейся ситуации, в т. ч. и найти новых экономических партнеров. При этом внешний мир для них достаточно четко делится на ближнее (бывшие союзные республики СССР) и дальнее зарубежье.
Безусловно, расположение того или иного субъекта Российской Федерации в значительной мере отражается на характере внешнеэкономических связей. Как правило, на приграничное государство приходится основная доля общего товарооборота данного региона, например, в Республике Карелия (граничащей с Финляндией) — 46% товарооборота, в Республике Дагестан на приграничный Азербайджан — 62,5% товарооборота всей внешней торговли со странами СНГ.
Особые внешнеэкономические льготы были закреплены за территориями, получившими статус свободных экономических зон. В приграничных регионах это следующие зоны: Калининградская область (СЗ «Янтарь») — Санкт-Петербург- Выборг, зона Сайменского канала и зона Иматра-Светогорск (Ленинградская область) — Алтайский край- Читинская область (СЭЗ «Даурия») — Еврейская автономная область (СЭЗ «Ева») — Приморский край (СЭЗ «Находка») — Сахалинская область- Сочи- Республика Ингушетия (СЭЗ «Ингушетия»). В то же время абсолютное большинство российских территорий не имели никаких внешнеэкономических льгот и были нацелены не на глобальные экономические процессы, а на решение внутриэкономических задач.
При проведении реформ в условиях глобализации проявилась реальная степень приспособленности, восприимчивости к ней экономики приграничных регионов, что привело к их быстрой и значительной по величине дифференциации в социальной сфере. Данные официальной статистики показывают катастрофическое снижение реальных доходов населения во всех приграничных регионах. Но в то же время, в ходе реформ, в наибольшей степени пострадало население Северного Кавказа, Забайкалья (Читинская область, Бурятия).
Нарастающая в период мирового экономического кризиса безработица, люмпенизация населения, безусловно, способствовали дестабилизации социальной обстановки в приграничных регионах. Наиболее острый характер она приняла на Северном Кавказе (прежде всего, в Ингушетии), где уровень безработицы (56% от трудоспособного населения) значительно превышает среднероссийский.
Если в политическом отношении сепаратизм ведет к попыткам отдельных регионов получить права, выходящие за рамки, установленные Конституцией, то в экономическом плане он приводит к подрыву единого экономического пространства, нарушению цельной финансово-кредитной, налоговой и таможенной систем и в итоге к дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Питательной средой для активизации сепаратистских настроений в приграничных регионах страны, прежде всего, выступает асимметричность их социально-экономического развития [1].
С целью позитивного развития экономики российских приграничных регионов необходимо принятия целого комплекса системных решений, как на федеральном, так и на региональном уровнях, способствующих подъему уровня инфраструктуры ведения бизнеса (строительство качественных дорог, налаживание устойчивой связи, создание широкой сети финансовых институтов и страховых компаний, развитие социальной инфраструктуры). Нельзя ставить в один ряд внутренние и приграничные территории Российской Федерации. Последние требуют большего внимания, большей инвестиционной и финансово-бюджетной поддержки и уровня полномочий.
Необходимо отметить, что глобализация способствует расширению масштабов международной миграции, в том числе и нелегальной. Совершенно очевидно, что она становится
одним из элементов национальной безопасности. В зависимости от степени актуальности и остроты данного явления общественной жизни в конкретные исторические периоды она может по-разному рассматриваться в ряду приоритетов обеспечения национальной безопасности, реализация которых возможна лишь при условии их институционального выражения в праве и правоприменительной практике.
В этом смысле обеспечение миграционной безопасности страны в целом и приграничных регионов в частности как института, регулирующего миграционные процессы в соответствии с задачами обеспечения национальной безопасности представляется сегодня весьма актуальным. В связи с этим постановка проблемы миграционной безопасности представляется достаточно логичной и своевременной. Несомненно, что незаконная (нелегальная) миграция определяется как основная угроза в сфере безопасности, достигающая в российском варианте высоких показателей опасности. По данным ФМС России, в настоящее время в нашей стране находится до 15 млн. незаконных мигрантов, среди которых нелегалов до 30%. Согласно прогнозам специалистов этого ведомства в 2011 году их число достигнет 19−20 млн. человек и превысит 10% населения России.
В политической сфере миграция выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу- в экономической — способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынках труда и вытеснению с него российских фирм и работников- в социальной — приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию.
Немаловажным фактором, оказывающим негативное влияние на усиление угроз безопасности является приток мигрантов в приграничные регионы. На фоне оттока коренного населения демографические ниши быстро заполняются мигрантами, в том числе и нелегальными. В большей степени это касается приграничных субъектов Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов. В настоящее время в этих регионах фактически созданы устойчивые и замкнутые национальные диаспоры народов Кавказа, Центральной Азии, Китая и Кореи. Они мало интегрированы в российское общество экономически и культурно, являются частью теневой составляющей торгово-экономических отношений, источником нарушений паспортно-визового режима, налогового законодательства, центрами реализации контрабандных, либо завезенных по серым схемам, товаров, часто контрафактных и опасных для здоровья. В большинстве крупных диаспор созданы подразделения, отвечающие за обеспечение внутренней безопасности. Кроме того, члены диаспор используются спецслужбами государств исхода для сбора данных об обстановке в российском приграничье, отслеживания изменений в политической, экономической, социальной сферах.
Необходимо подчеркнуть, что особенностью современной миграционной ситуации в стране, которая непосредственно воздействует на пограничную безопасность, является повышенная притягательность для мигрантов из Закавказья приграничного Северного Кавказа, особенно Краснодарского края, Ростовской области, а также приграничного Приволжского региона, прежде всего Волгоградской, Саратовской и Самарской областей. Речь идет о достаточно густонаселенных, давно обжитых регионах с благоприятными природноклиматическими условиями либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития. По официальным данным на Северный Кавказ только за последнее десятилетие ХХ века переехало примерно 1,6 млн. человек (около 700 тыс. — в Краснодарский край, 400 тыс. — в Ростовскую область) [5]. В перспективе неконтролируемое расширение национальных диаспор в приграничных регионах может создать угрозу территориальной целостности Российской Федерации.
Избыточная концентрация мигрантов в некоторых приграничных регионах вызывает потребность в осуществлении дополнительного комплекса социально-экономических мер и мероприятий в целях обеспечения их жизнедеятельности на новом месте жительства, и прежде всего создание дополнительных рабочих мест для обеспечения занятости, развития для них рынка жилья и социальных услуг, строительство нового жилого фонда и т. д. Все это приводит к тому, что некоторые приграничные регионы страны испытывают огромную миграционную нагрузку.
Транснациональные преступные группы осуществляют незаконное перемещение через государственную границу средства террористической деятельности (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества), наркотические средства и психотропные вещества, незаконных мигрантов, контрабандных товаров, а также национальных природных богатств и невосполнимых ресурсов Российской Федерации. Трансграничная преступность на границе не только подрывает процессы экономического и социального развития России, но и создает прямую угрозу дестабилизации обстановки и межнациональных отношений в приграничных районах страны.
В ряде регионов (на границе со странами Балтии, Украиной, Казахстаном, в морских пространствах на Каспии и на Дальнем Востоке) преступные формирования действуют наиболее дерзко и вызывающе, вовлекая в орбиту противоправной деятельности все большее число жителей приграничья. Доходы, получаемые от преступной деятельности, позволяют лидерам преступных групп привлекать широкий круг пособников, в том числе сотрудников правоохранительных органов. Основной пособнический контингент формируется из люмпе-нэлементов, граждан с пониженным чувством социальной ответственности, безработных лиц, составляющих значительную часть населения приграничных районов с низким уровнем социально-экономического развития.
Организованной трансграничной преступностью руководят региональные центры, крупные преступные сообщества. Это устойчивые объединения, имеющие свою структуру, межрегиональные и международные связи. В настоящее время их высокую активность мы наблюдаем практически по всему периметру границы. При этом наиболее активно они действуют на протяженных и слабо оборудованных в техническом отношении участках границы, установленных в постсоветский период.
Вместе с тем в настоящее время в связи с экономическим кризисом и периферийностью расположения, экологическая ситуация в большинстве приграничных регионов России не имеет особой остроты. Но это явление временного характера. По мере все большего «вхождения» нашей страны в экономическую глобализацию, соответствующего возрастания производственных мощностей и увеличения транспортных перевозок, будет наблюдаться обострение экологических проблем и в пограничном пространстве страны [1].
В целом экологические проблемы приграничных регионов можно подразделить на следующие укрупненные категории.
1. Источники загрязнения атмосферы, трансграничных рек и международных водоемов, земель и геологических структур в приграничной зоне. Большинство самых крупных рек мира являются международными, а после возникновения СНГ число таких рек возросло. Например, Волга сейчас является международной, а бассейн Аральского моря включает пять государств. По данным ООН, в мире существует более 200 речных бассейнов, расположенных на территории двух и более стран. Трансграничные загрязнения порождают множество потенциально конфликтных ситуаций на приграничной территории. Значимость этих проблем существенно возрастает в аварийных ситуациях, что уже имеет место в Чернобыльской зоне и при загрязнении цианидами рек Днестр и Шу.
2. Наличие общих природных ресурсов, порождающее проблему совместного пользования и охраны таких объектов.
3. Наличие трансграничных экосистем, требующих установления особого статуса охраны, однотипного и целенаправленного природопользования.
Обычно эта потребность возникает на локальных приграничных территориях двух-трех государств, где рассеченные границами особо ценные экосистемы нуждаются в равном статусе охраны. При организации охраны водно-болотных угодий на путях миграции перелетных птиц требуется участие многих стран региона, основанное на общей методологии и согласованных действиях.
На экологическую ситуацию в приграничных районах России большое влияние оказывает состояние окружающей среды сопредельных государств. В свою очередь, антропогенные источники загрязнения на территории России воздействуют на экологическую обстановку в этих странах. В настоящее время возникла серьезная угроза экологической и социально-экономической катастрофы в приграничных районах Забайкальского края, расположенных вдоль границы России с Китаем в верхней части бассейна пограничной реки Аргунь (Хайлар, Китай). В основе угрозы — действия китайской стороны по задержанию поверхностных вод и перераспределению речного стока. В случае отсутствия быстрого реагирования со стороны России ситуация несет опасность перерастания в острые противоречия с Китаем во всем бассейне Амура. Узел проблем имеет три основные составляющие: перераспределение стока, загрязнение вод, вмешательство в русловые процессы.
В эпоху глобализации в целях интенсификации производственных процессов и получения наибольшей прибыли определенные экологические угрозы для пограничного пространства представляет увеличение масштабов использования в стране и сопредельных странах химически, радиационно, биологически опасных, а также взрыво- и пожароопасных производств, веществ и технологий, способных вызвать аварии и катастрофы, низкая надежность систем обеспечения безопасности и резкое снижение уровня техники безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, системах управления. Наибольшую потенциальную опасность представляют атомные и химические объекты.
На экологическую обстановку в пограничном пространстве страны отрицательное влияние оказывают также и несогласованность совместных действий российской стороны с сопредельными государствами по предотвращению на линии пограничного размежевания техногенных аварий и катастроф, недопустимой концентрации в приграничных регионах на ограниченных территориях энергетических объектов, радиоактивных и химически опасных веществ и материалов, источников мощных электромагнитных и акустических излучений, а также внедрение высоких безопасных технологий и проти-воаварийной защиты [1].
Наконец, нельзя не отметить, что на экономическую и санитарно-эпидемическую обстановку в России оказывает влияние миграция населения из стран ближнего зарубежья, которая отражает экономические реалии глобализации. Как следствие, на приграничных территориях страны возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий, так как ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести постоянный и точный учет проживания, перемещения, работы и состояния здоровья иностранных рабочих. По некоторым данным, среди иммигрантов 60% больны СПИДом, туберкулезом, гепатитом, наркоманией и т. д. В связи с этим необходимо создание действенной системы экологической безопасности в стране, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами экологических проблем, включая трансграничные, и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые вызовы и угрозы в этой сфере.
Библиографический список
Еще одной угрозой пограничной безопасности России в условиях глобализации выступает усиление экономической экспансии со стороны ряда сопредельных и иных государств на отдельные приграничные территории страны. Во многом это связано с тем, что в нашей стране на начальном этапе рыночных преобразований, в угоду идее создания конкурентной среды в постсоциалистической экономике, были разукрупнены и расчленены горно-металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, атомный, военно-промышленный и другие отраслевые и межотраслевые комплексы национального значения, приостановлено наращивание минерально-сырьевой базы российской промышленности в Сибири, на Урале, на российском Севере. Экономическая слабость государства и национальных корпораций (бизнесгрупп) способствовала нарастанию внешнего экономического давления на российские территории, в том числе приграничные [1].
Как известно в основе экономической глобализации лежат принципы неолиберализма, которые не допускают вмешательства государства в экономические отношения — все должен регулировать рынок. Однако в условиях разразившегося мирового финансового кризиса происходит переосмысление роли государства в экономике, становится понятным и необходимым повышение его регулирующей функции, в том числе и на приграничных территориях с целью более эффективного и комплексного использования внутренних экономических ресурсов и создания институциональной структуры рынка. Государство обязано интенсивно влиять на развитие приграничных регионов, поскольку неразвитость приграничной инфраструктуры приводит к появлению пограничных и приграничных проблем и угроз.
Отсутствие же в условиях глобальной прозрачности необходимого политического и экономического «влияния» на приграничные территории может реанимировать застарелые этнополитические конфликты, вызвать новый всплеск сепаратистских устремлений.
В условиях экономической глобализации приобретает стратегическое значение необходимость расширения в приграничных районах производства товаров на экспорт, поскольку это решало бы важные для России проблемы смещения (приближение) экспортных производств к внешним рынкам и диверсификации структуры экспортного производства за счет обрабатывающих отраслей производства и сферы услуг, что самым позитивным образом отразилось бы на всем социально-экономическом развитии данных территорий.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время наблюдается устойчивый рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных регионов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира, тенденциями к углублению демократии в общественном развитии.
Исходя из того, что сильные приграничные регионы являются основой суверенитета, территориальной целостности и пограничной безопасности Российской Федерации, одним из основных направлений экономической политики государства с учетом воздействия процессов глобализации должно стать их приоритетное развитие.
Состояние безопасности Российской Федерации в пограничной сфере остается сложным и напряженным. Оно характеризуется возрастанием масштаба существующих и появлением новых угроз, в том числе и под воздействием экономической глобализации.
1. Кулаков, А. В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации. — М., 2010.
2. Вардомский, Л. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России // Голос России. — 2000. — № 1(8).
3. Бадалян, А. Г. Современный этап развития межрегионального и приграничного сотрудничества регионов России // Проблемы современной экономики. — 2003. — № 4 (12).
4. Кистанов, В. В. Региональная экономика России: учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. — М.: Финансы и статистика, 2009.
5. Региональная экономика: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Bibliography
1. Kulakov, A.V. Globalizaciya kak mnogomernihyj process i ee vliyanie na pogranichnuyu bezopasnostj Rossiyjskoyj Federacii. — M., 2010.
2. Vardomskiyj, L. Vneshneehkonomicheskaya otkrihtostj i regionaljnihe processih v Rossii // «Golos Rossii». — 2000. — № 1(8).
3. Badalyan, A.G. Sovremennihyj ehtap razvitiya mezhregionaljnogo i prigranichnogo sotrudnichestva regionov Rossii // Pro-blemih sovremennoyj ehkonomiki. — 2003. — № 4 (12).
4. Kistanov, V.V. Regionaljnaya ehkonomika Rossii: uchebnik / V.V. Kistanov, N.V. Kopihlov. — M.: Finansih i statistika, 2009.
5. Regionaljnaya ehkonomika: uchebnik. — M.: YuNITI-DANA, 2009.
Статья поступила в редакцию 23. 05. 11
УДК 504. 064. 40
Petrova M. V. DEVELOPMENT OF REGULATIONS OF CONTENT OF HEAVY METALS IN TEXTILES (BASED ON THE EXAMPLE OF FLAX PRODUCTS). Analysis of heavy metal content of linen products will help to develop a comprehensive methodology for assessing the permissible content of heavy metals in flax and flax products. It will aso help to adjust the technological modes of flax processing, ensuring compliance with international standards.
Key words: flax, heavy metals, ICP/MS.
М. В. Петрова, асп. МГУДТ, г. Москва, E-mail: mariavpetrova@ya. ru
РАЗРАБОТКА НОРМАТИВА СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛЬНА)
Анализ содержания тяжелых металлов льняной продукции позволит разработать комплексную методику оценки и скорректировать технологические режимы переработки льна, обеспечивающие соответствие международным нормам.
Ключевые слова: лен, тяжелые металлы, масс-спектрометрия.
Развитие отечественного рынка экологически безопасной продукции легкой промышленности является важной задачей, поставленной перед отраслью на современном этапе. Одним из основных источников отечественного растительного волокнистого природного сырья является лен, который может быть культивирован на значительной территории России. Он способен в значительной степени транспирировать тяжелые металлы из почвенной влаги, что с одной стороны, является причиной полезных медико-гигиенических свойств этого волокна (гемостатический эффект, бактерицидность, высокая воздухопроницаемость и т. д.), а с другой -ограничивающим фактором для широкого его использования [1].
Был подробно изучен элементный состав в льняной продукции и проанализирован характер его изменений на стадиях переработки сырья. Установлено соответствие международному стандарту ЭКО-ТЕКС-100. Были выявлены причины '- 7
образования механических дефектов на льняных тканях, связанных с катализом катионами тяжелых металлов (прежде всего Fe3+) радикальных процессов, приводящих к снижению прочности волокнистого материала. Установлено, что использование комплексообразователей на стадиях переработки льна (эмульсирование, отбелка-отварка) позволит снизить содержание химических веществ в продукции. Подготовлены научно обоснованные предложения по увеличению числа нормируемых показателей в экологическом стандарте на льняную продукцию, а также рекомендации по изменению технологических режимов, обеспечивающих содержание тяжелых металлов на уровне нормируемых требований. Сделан вывод о перспективах использования льняного сырья в текстильной промышленности, а также о необходимости корректировки нормируемых показателей содержания тяжелых металлов в льняной продукции.
'--niQ сг& gt-Фгоп^>- з & lt-LKUQ та & gt--~Юг! ~о сг~& gt----тйл-П1'--'-Д-^1-е
Рис. 1. Базовая диаграмма

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой