Теория М. Шульмана и современность: гипотеза расширяющегося пространства - времени

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 100. 25,115
ТЕОРИЯ М. ШУЛЬМАНА И СОВРЕМЕННОСТЬ:
ГИПОТЕЗА РАСШИРЯЮЩЕГОСЯ ПРОСТРАНСТВА — ВРЕМЕНИ
© Игорь Алексеевич ФЕДОРОВ
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: o735789@yandex. ru © Ольга Анатольевна ЗАПОРОЖЧЕНКО Администрация Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация, зам. начальника отдела анализа и информационной политики управления пресс-службы и информации, кандидат социологических наук, доцент, e-mail: zoa@press. tambov. gov. ru
Статья посвящена фундаментальным проблемам современных теорий времени. В ней затрагивается и комментируется идея взаимосвязи исторического времени и нелинейности социального пространства.
Ключевые слова: теория шаровой расширяющейся Вселенной- историческое время- бифуркация- «характерное время».
В истории гуманитарной науки теории социального или исторического времени никогда не копировали возникающие теории времени вообще, времени как атрибута взорвавшейся сингулярности [1−5].
Специфика соответствующих гипотез относительно исторического времени, представляющихся наиболее вероятными их авторам, не вызывала у них особенного стремления разбираться в чрезвычайно непростых теориях природы времени вообще. В лучшем случае, речь шла о распространении принципа релятивизма собственно на историческое время [6−9].
Довольно часто метрические характеристики времени при этом отождествлялись с четырехмерным измерением Евклидового пространства, т. е. с определенным направлением, измерением гиперповерхности шара, нормальным по отношению к этой поверхности и одновременно не принадлежащим такой поверхности. Иными словами, время
отождествлялось с четвертым измерением трехмерной Вселенной, в связи с чем такое измерение провозглашалось неким «истинным временем». Такая точка зрения существует до сих пор, что отражено во множестве публикаций [10−13]. В силу понятных причин, в рамках такого рода публикаций авторы не могут излагать основные идеи ТШРВ («Теория шаровой расширяющейся Вселенной») [4].
Разумеется, такая теория прямо подразумевает акцентуацию принципиальных неопределенностей рассуждений о времени: их неустранимую эмоциональность, присутствие чувства смертности как своеобразного протеста против необратимости времени, неистребимого стремления многих людей воспринимать время как линейное условие реализации их желаний, наивную надежду на какую-то самоорганизацию времени, осуществляемую безличными высшими силами именно ради субъекта рассуждений и т. п.
На нашу позицию в этом вопросе наибольшее влияние оказали две группы идей:
1) «субъективистский подход» С. А. Аскольдова (Алексеева) (1881−1945), согласно которому время трактуется как некое достояние души, как субъективное восприятие онтологического статуса человека. Из этого можно сделать вывод, что «настоящее» является своеобразным диапазоном чувствования, которое неодинаково не только у разных людей, но даже у одного человека, но при разных психологических условиях. Иными словами, скорость течения времени варьируется в зависимости от мировоззрения и эмоциональных состояний [14]-
2) идея «характерного времени» А. Д. Арманда [15]. Понятие такого времени обозначает, по мысли Арманда, относительность скорости протекания явлений. Период полного цикла и обозначается циклом «характерного времени», причем, чем больше характерное время, тем меньше его скорость.
Представление об этой чрезвычайно сложной проблеме можно пояснить при помощи следующих положений:
— согласно современным представлениям о времени, оно принципиально неравномерно и выражает в т. ч. меру кривизны пространства [16, 17]. Видимо, не нарушает каких-то фундаментальных хронотопических законов и предположение о том, что историческое время непременно выражено в аналогичном «искривлении социального пространства»: иными словами, историческое время может «сгущаться», вызывая необычно плотную череду событий в сравнительно небольшой исторический период (что, скажем, легко отслеживается в истории Французской революции конца XVIII в.). Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о восприятии исторических событий, а именно о том, что гипотетическое и неизбежное в силу нелинейного характера исторического времени «сгущение», рост кривизны детер-минантных цепочек, прямо провоцирует пересечение целого ряда логик (начало открытой борьбы буржуазии за свои политические права, традиции монархии, рост девиантного поведения люмпен-пролетариев, бонапартизм и др.). Такая «кривизна социального пространства» выражена и во все более усиливающемся ощущении ближайшего будущего- например, столкновение прошлого и
настоящего происходит бифуркационно, заведомо рождая новое качество, которое не подразумевалось изначально борющимися сторонами (появление мощного бюрократического аппарата советской власти как итог Гражданской войны в России) —
— в результате упоминавшейся выше кривизны социального пространства, также как и при расчете орбиты Меркурия А. Эйнштейном, могут быть открыто даны символы дальних последствий настоящего, которые обычно весьма трудно просчитываются (например, кризис сельского хозяйства страны, символьно данный уже в практике хрущевской кампании освоения целины) —
— пребывание участников исторических событий в ходе упоминавшегося выше сгущения исторического времени должно автоматически приводить к чувствованию ими нелинейности происходящего, особенно если речь идет об эпицентре исторических событий в духе пьесы А. Камю «Калигула» и т. д.
Подчеркнем также значимость иных аспектов исторического времени. Оно, например, далеко не всегда бифуркационно. Иными словами, во всей длительности своего бытия историческое время достаточно монотонно (например, история средневекового Китая).
Согласно данным Института исследования природы времени [18], в системе организма человека существуют особые нейроны, отвечающие именно за запоминание последовательности происходящих событий и за самоощущение времени. Во всяком случае, группе профессора Э. Грэйбил удалось найти в мозге приматов нейроны, кодирующие именно время. Надо отметить впрочем, что, по мнению специалистов этой группы, есть рецепторы света, звука, запаха, но рецепторов времени нет. Чувство времени создается у живых существ мозгом в целом, будучи даже у животных основано на триаде: прошлое — настоящее — будущее.
Согласно предлагаемой нами гипотезе, историческое время показывает как необходимость, так и темп взаимодействия социальных причин и следствий. Иными словами, такой тезис признает эргодический принцип Г. Калинина [19].
Такое понимание времени совместимо именно со взглядами М. Шульмана, который утверждал, что историческое время, если оно
претендует на истинность, является именно измерением общественной жизни, а не какой-то дополнительной характеристикой [4].
1. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 2000.
2. Владимиров Ю. С. Реляционная теория пространства — времени и взаимодействий. Ч. 2 // Теория физических взаимодействий. М., 1998.
3. Толмен Р. Относительность, термодинамика и космология. М., 1974.
4. Шульман М. Х. Теория шаровой расширяющейся Вселенной // Природа времени, движения и материи. М., 2003.
5. Хайтун С. Д. Механика и необратимость. М., 1996.
6. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Общая методология в науке и методология в географии. М., 1974.
7. Вернадский В. И. Пространство и время в неживой и живой природе // Философские мысли натуралиста. М., 1988.
8. Симаков К. В. Теоретические основы подразделения геологического времени // Геология и геофизика. М., 1977. № 4.
9. Круть И. В. Введение в общую теорию Земли. Уровни организации геосистем. М., 1978.
10. Развития учения о времени в геологии / под ред. В. Онопреенко. Киев, 1982.
11. Девис У. М. Геоморфологические очерки. М., 1962.
12. Хайтун С. Д. Механика и необратимость. М., 1996.
13. Шаров А. С., Новиков И. Д. Человек, открывший взрыв Вселенной. Жизнь и труд Эдвина Хаббла. М., 1989.
14. Аскольдов С. А. Основные проблемы теории познания и онтология. СПб., 1900.
15. Арманд А. Д., Таргульян В. О. Принцип дополнительности и характерное время в географии // Системные исследования. М., 1974.
16. Брайан Г. Элегантная Вселенная: Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории / под ред. В. О. Малышенко. М., 2011.
17. Хокинг С., Пентроуз Р. Природа пространства и времени. СПб., 2009.
18. URL: http: // www. chronos. msu. ru.
19. Калинин Г. П. Пространственно-временной анализ и эргодичность гидрологических элементов // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 1966. № 5.
Поступила в редакцию 11. 11. 2011 г.
UDC 100. 25,115
THEORY OF M. SHULMAN AND MODERNITY: HYPOTHESIS OF EXPANDING SPACE — TIME Igor Aleksandrovich FEDOROV, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Sociology, Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: o735789@yandex. ru
Olga Anatolyevna ZAPOROZHCHENKO, Administration of Tambov region, Tambov, Russian Federation, Vice Head of Analysis and Information Policy Department of Press and Information Service Management, Candidate of Sociology, Associate Professor, e-mail: zoa@press. tambov. gov. ru
The article deals with the fundamental problems of modern theories of the time. It touched and commented on the idea of the relationship of historical time and social space of the nonlinearity.
Key words: theory of spherical expanding Universe- historical time- bifurcation- «characteristic time».

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой