Телеские предки башкир в китайской хронике «Суй Шу»

Тип работы:
Реферат
Предмет:
История. Исторические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Спецификой деятельности русскоговорящих адвокатов, работающих в Майами, являются многочисленные предложения по содействию получения политического убежища- так, например, многопрофильный адвокатский офис Марка Кацмана наряду с обычным пакетом услуг (иммиграционные дела, гринкарты, разрешения на работу, визы, юридическое оформление контрактов и международных сделок, ведение дел в штатных и федеральных судах, создание оффшорных компаний и размещение инвестиций в США и за рубежом, покупка и продажа недвижимости и бизнесов, оформление документов для корпораций и партнерств) занимается также вопросами защиты от депортации и предоставления политического убежища в США. В наши дни это, скорее всего, объясняется наличием в данном регионе кубинской колонии, включающей и категорию политических эмигрантов
В деловом пространстве современной Русской Америки возникают все новые структуры, действующие в сфере инноваций и информационных технологий, которым требуется квалифицированное правовое и организационное обслуживание. Соответственно, появились юридические и консалтинговые фирмы соответствующей специализации. Например, «1^етайопа1-LegalCounsels» концентрируется на представлении интересов клиентов, действующих в области новых технологий на рынке США. «InternationalLegalCounsels РС» была задумана как международная адвокатская фирма, объединяющая компетентных юристов с разносторонней и взаимодополняющей специализацией и экспертными знаниями в различных областях права, которыми они располагают, благодаря богатому опыту практической деятельности в разных регионах мира. Штат подобных фирм набирается из высококвалифицированных специалистов с профильным образованием. Так, один из основателей и управляющий партнер «InternationalLegalCounsels» Дмитрий Иванович Дубограев получил высшее юридическое образование в Белорусском Государственном Университете и степень доктора права в Университете Вашингтона и Ли (WashingtonandLeeUniversity) в США [3].
Ряд представителей младшего поколения русских американцев, в том числе, общественных и культурных деятелей диаспоры, на протяжении ряда лет заняты в коммерческой сфере, связанной с современным российским бизнесом. Например, советолог и юрист Е. В. Ордынская, в 1987—1991 гг. занимавшая должность исполнительного директора Вашингтонского представительства Конгресса русских американцев, в 2000-е гг. являлась владельцем консалтинговой фирмы в Мэриленде (Колумбия) по делам финансовых вложений и торговли в России (lawOfficeofEugeniaOrdynsky). Примечательно, что в 2006 г. Евгения Ордынская выдвигалась кандидатом на
предварительных выборах от Республиканской партии в 3-м округе Мэриленда[4].
Успех российских компаний и частного бизнеса, создающегося иммигрантами из России и стран СНГ в США, в значительной степени, зависит от соответствия его акторов американской деловой культуре и финансово-правовой специфике. «Ведение серьезного бизнеса в США без юриста — подчеркивает российский эксперт Дмитрий Дубограев, — просто деловое самоубийство"^]. С другой стороны, в Америке сохранилась и традиция устных деловых соглашений: «честное слово бизнесмена ценится высоко. Например, джентльменские соглашения часто не подписываются на бумаге и «картель за завтраком» имеет такую же силу, как и подписанное соглашение"[б]. Проблему представляют и «некоторые проявления российского стиля ведения бизнеса, которые негативно воспринимаются на Западе.
По этим причинам наличие квалифицированного консультанта является одним из важных условий развития русско-американского бизнеса. О том, что русскоговорящая диаспора представляет собой перспективный рынок консалтинговых, юридических и посреднических услуг, свидетельствуют рекламные предложения американских специалистов и фирм, например, адвокат Эрик Сингер, доктор юриспруденции США, имеющий многолетний опыт работы в судах штата Мэриленда и округа Колумбия, в федеральных судах, многих апелляционных судах. -разместил свое объявление в вашингтонском «Русском Базаре» с примечанием «Адвокат не говорит по-русски (переводчик — при необходимости)».
Следует отметить, что данное направление квалифицированного частного предпринимательства было широко распространено в Русской Америке, как в большинстве других центров российского зарубежья, начиная с 1920-х гг. Юридическая поддержка имела особенно важное значение для эмигрантов на начальном этапе их социально-экономической и языковой адаптации в США или Канаде. В настоящее время юридический и консалтинговый бизнес, в том числе, его многочисленные структуры в русскоязычном Интернете, стал неотъемлемой частью феномена Русской Америки.
Развитие в рамках американского русскоговорящего сообщества многочисленных юридических и консалтинговых фирм свидетельствует о стремлении российских соотечественников интегрироваться в правовое и экономическое пространство США. В то же время, использование услуг русскоговорящих юристов, адвокатов, бизнес-консультантов способствует развитию внутренних связей диаспоры, а также развитию деловых и личных контактов русских американцев с Россией и всем международным пространством Русского мира.
Библиографический список
1. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Президентом США Джорджем Бушем 24 мая 2002 года. — Москва, Кремль [Э/р]. — Р/д: 2002. kremlin. ru & gt- events/547. html
2. Большой Вашингтон: международный журнал русского зарубежья. — 2008. — 13−13(49).
3. Femida. us. [Э/р]. — Р/д: http: //www. legal-counsels. com/firm_rus. htm
4. Official 2006 Gubernatorial Primary Election results for Congressional District 03 [Э/р]. — Р/д: www. elections. state. md. us/elections/2006/ results/primary/congressional
5. Дмитрий Дубограев. Наши за границей [Э/р]. — Р/д: //www. silicontaiga. ru
6. Мотылев Вениамин. Проблемы малого бизнеса у иммигрантов в США. 2007 [Э/р]. — Р/д: http: //www. westeast. us/15/article/937. html
Bibliography
1. Vihstuplenie Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii V.V. Putina na sovmestnoyj press-konferencii po itogam peregovorov s Prezidentom SShA Dzhordzhem Bushem 24 maya 2002 goda. — Moskva, Kremlj [Eh/r]. — R/d: 2002. kremlin. ru & gt- events/547. html
2. Boljshoyj Vashington: mezhdunarodnihyj zhurnal russkogo zarubezhjya. — 2008. — 13−13(49).
3. Femida. us. [Eh/r]. — R/d: http: //www. legal-counsels. com/firm_rus. htm
4. Official 2006 Gubernatorial Primary Election results for Congressional District 03 [Eh/r]. — R/d: www. elections. state. md. us/elections/2006/ results/primary/congressional
5. Dmitriyj Dubograev. Nashi za graniceyj [Eh/r]. — R/d: //www. silicontaiga. ru
6. Motihlev Veniamin. Problemih malogo biznesa u immigrantov v SShA. 2007 [Eh/r]. — R/d: http: //www. westeast. us/15/article/937. html
Статья поступила в редакцию 25. 04. 12
УДК 39(=943. 43)+94(5)+ 811. 581
Muratov B.A. TIELE — ONE OF THE BASHKIR ANCESTORS IN THE CHINESE CHRONICLE «SUI SHU». Tiele tribes are known in the history from the end of 1 millenium BC In ethnic structure of the ancient Bashkirs was an ethnic groups connected with tiele. In the ancient chinese chronicle of a dynasty Sui are ancient Bashkirs are mentioned also in the tiele'-s tribes.
Key words/history, ethnology, tiele, Southern Ural mountains, ethnogenesis, Sui Shu, bashkirs, ostyak, Ashina.
Б. А. Муратов, соискатель отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук, преподаватель НОУ «Межотраслевой институт», г. Уфа, E-mail: bulat-m@ya. ru
ТЕЛЕСКИЕ ПРЕДКИ БАШКИР В КИТАЙСКОЙ ХРОНИКЕ «СУЙ ШУ»
Племена теле известны в истории с конца I тысячелетия до н.э. В родоплеменном составе древних башкир встречаются этнические группы, связанные с телесцами. В древнекитайской хронике династии Суй в перечне телеских племён упоминаются и древние башкиры.
Ключевые слова: история, этнология, теле, Южный Урал, этногенез, Суй Шу, башкиры, истеки, Ашина.
История племен теле исследована достаточно подробно [1-
2, с. 13, 16−19- 3]. Происхождение телесцев связывается с племенами ди1 тыс. до н.э., упоминаемых в китайских источниках [4]. Племена теле в первых веках нашей эры кочевали главным образом в восточной части Центральной Азии и к северу от Гоби. Позднее государство телесцев в 100 тыс. кибиток, названное в китайских хрониках государством Гао-Гюй (высокая телега) -располагалось на Черном Иртыше. Л. П. Потапов полагал, что в этот период телесцы расселились группами далеко на западе, вплоть до Аральского и Каспийского морей [5, с. 150].
Позднее появление телеских племён в Прикаспии и При-аралье отмечено в китайских хрониках VII в., что связано с экспансией династии тюрков Ашина на Волгу с подвластными тюркам телескими и угорскими племенами [6, с. 27, 34]. С походом кагана Истеми на запад к Черному морю, в Западно-тюркском каганате формируется союз пяти племён — дулу (кимаки, хулуву, шэшэти, тюргеши, сураш-кубань) и союз пяти племён — нушиби (эскел кур, кошсу-кур, барскан, эскел нишу, кошсу-кубань) [7, с. 168]. Согласно Н. А. Аристову племена теле западных склонов Монгольского Алтая входили в объединение дулу [8, с. 298].
С эпохи Тюркского каганата (VI в. н.э.) автор статьи связывает происхождение этнонима «остяк/истек». Этноним «остяк/ истек» восходит к антропониму, от имени кагана Истеми. Десять племён угров (хунгары), а также часть племён теле в VI в н.э. были союзниками тюркской династии Ашина [9, р. 38], т. е. «люди кагана Истеми» (истеки).
Само имя кагана — Истеми является транскрипцией угро-самодийского слова «истен» ^еп^епд), что значит «бог, дух-предок» [10, р. 950].
Основной исследователь по этногенезу башкир РГ. Кузеев не исключал происхождение, по крайней мере, части древнебашкирских племен с объединением теле [11, с. 427].
О телеских корнях башкир косвенно упоминают и древнекитайские хроники. Так в «Суй Шу», написаннойВэйЧжэном в 629−636 гг. в «Повествовании о теле» перечисляются 45 племён, названных составителями телескими, и среди них упоминается и племена супо (чуваши), боху (болгары) и бочжуцзюли (башкиры).
Рассмотрим подробнее этот текст:
rnrn, w. штшт, йй^-л.йм, *t^t, #йш, «мя шт. жі. ш.
fef. шт. тш ш^, ййш-л. ?шмя, ишй, шщ, sat, внш& amp-, pjww®. і#
. М. ttT. Д». іьш. ^=Л#й. Ш»?М, ШМЩШ, А^й. Ш
«Ай. й-ЛА. МЙКМУ, йі!*^
Перевод: «Телэ (сцев) предки, Хунну потомство есть, родов больше всего.
От Западного Моря [на] восток, по горным долинам, повсюду непрерывно [живут].
[От] Дуло-реки к северу живут «пугу», «тунло», «вэйхэ», «баегу», «фуло» равно зовущиеся «сыцзинь», «мэнчэнь», «ту-жухэ», «сыцзе», «хунь», «хусюэ» [и] также много родов, могут воинов [собрать] два раза по десять тысяч [20 000].
[От] Иу на запад, [от] Яньци на север, близ Белоснежных гор, живут «чиби», «булочжи», «иде», «супо», «нахэ», «уяньгу-ань», «хэгу», «еде», «юнияньгуань» также, могут воинов [собрать] два раза по десять тысяч [20 000].
[От] Золотых гор юго-западнее, живут «сюеяньто», «делэ-эр», «шипань», «дачи» также, 10 000 с лишним воинов.
[От] «Мирной страны», близ Адэ-реки, живут хэдэ, хэшэнь, боху, бигань, цзюйхай, хэбиси, хэцосу, баевэйкэда, имеют три раза по 10 000 [30 000]с лишним воинов.
[От] Дэни-моря на востоке и на западе, живут сулоцзе, сань-сое, мицу, лунху — много родов, 8000 с лишним [воинов].
[От] Византии на восток — живут эньчу, аланы, божуцзюли, фувахунь, около двух раз по 10 000 человек [воинов (?)].
[От] Северного Моря на юг «Дубо».
Хотя названия родов отличаются, в целом (сказано) являются [они] Телэ (сцами)» [12, с. 3].
В настоящее время этнонимы и топонимы хроники Суй Шу довольно успешно дешифрованы в значениях: Западное море (озера Баграшкёль в Уйгурии) [13], Дуло (река Тола в Монголии), Иу (Хами), Яньци (Карашар), Белые горы (хр. Актаг), ЗолоБиблиографический список
тые горы (Алтай), Кан (Самарканд), Адэ (Итиль, Волга), хэса (хазары), боху (болгары), бигань (печенеги), хэбиси (кыпчаки), супо (чуваши), Дэни (Дингиз, Каспийское море), Фулинь (Византия), алань (арья), божуцзюли (башкиры), Северное море (Бэйхай, Байкал), дубо (тубалары).
Этноним «божуцзюли» как вариация воспроизводится также в форме бэйручжёли. В китайской энциклопедии «божуцзю-ли» — читается как «бэйжуцзюли» ЖЖ-. ЛЯ [14], а в китайской википедии [15] и российской историографии[16, с. 427] встречается форма «ба-шу-ки-ли».
Конфуцианцы, писавшие хронику, всегда задумывались, как и что записать, иногда смысл иероглифов важнее их звучания. Часто подбирали иероглифы с двойным смыслом, чтобы не только передать иностранное слово, но и намекнуть своим китайцам на характер народа, который они описывали. Смысловое значение этнонима божуцзюли:^ - бэй = север, Щ — жу = подушка/подстилка, Л — цзю = девять, Я — ли = жить отдельно, обособлено, в отлучке.
Упоминание китайскими хронистами в перечне 45 телеских племён, различных по происхождению народов, следует считать условным, вследствие незнания китайскими историографами подлинной этнической карты западного мира.
Что касается рода кубаляк, родственного роду телеу в составе башкир-табынцев [16, с. 265−268], то, по мнению автора статьи, этноним «кубаляк» восходит к телескому племени киби [6, с. 62, 143, 212], в значении «бабочка» с тюркских языков.
Перевод текстов Суй Шу сделан Гущиным С. П. (Москва).
1. Бернштам, А.Я. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI—VIII вв. // Труды института востоковедения. -М.- Л., 1946. — Т. XLV.
2. Гумилев, Л. Н. Древние тюрки. — М., 1967.
3. Савинов, Д. Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. — Кемерово, 1994- Савинов, Д. Г. Древнетюркские племена в зеркале археологии // Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. -СПб., 2005.
4. Грумм-Гржимайло, Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. -Л., 1926. — Т.Н.
5. Потапов, Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. — Л., 1969.
6. Гумилев, Л. Н. Древние тюрки. — М., Наука, 1967.
7. Малявкин, А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. — Новосибирск, 1989.
8. Аристов, Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. -СПб., 1896 (отдельное издание: СПб., 1897).- Вып. III, IV.
9. Chavannes, E. DocumentssurlesTou-kiue (Turcs) Occidentaux // Сб. тр. Орхонской экспедиции. — СПб., 1903. — Вып1.
10. Gyorffy, G. Duclanhongroisaucomitatdelatribuaupays // Szбzadok. — Budapest, 1958. — T. 92.
11. Кузеев, Р Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.
12. ВэйЧжэн. Хроника государства Суй. — Пекин, Бо-на, 1958. — Гл. 84, 18б.
13. Бичурин, Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М. -Л., 1950.
14. Большая китайская энциклопедия. — Пекин, 1979−2010 [Э/р]. — Р/д: http: //baike. baidu. com/view/36 666. html
15. [Э/р]. — Р/д: http://zh. wikisource. org/wiki/%E9%9A%8B%E6%9B%B8/%E5%8D%B784#. E9. 90. B5. E5. 8B. 92
16. Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.
Bibliography
1. Bernshtam, A. Ya. Socialjno-ehkonomicheskiyj stroyj orkhono-eniseyjskikh tyurok VI-VIII vv. // Trudih instituta vostokovedeniya. -M.- L., 1946. — T. XLV.
2. Gumilev, L.N. Drevnie tyurki. — M., 1967.
3. Savinov, D.G. Gosudarstva i kuljturogenez na territorii Yuzhnoyj Sibiri v ehpokhu rannego srednevekovjya. — Kemerovo, 1994- Savinov,
D.G. Drevnetyurkskie plemena v zerkale arkheologii // Klyashtornihyj S.G., Savinov D.G. Stepnihe imperii drevneyj Evrazii. — SPb., 2005.
4. Grumm-Grzhimayjlo, G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryankhayjskiyj krayj. Istoricheskiyj ocherk ehtikh stran v svyazi s istorieyj Sredneyj Azii. -L., 1926. — T. II.
5. Potapov, L.P. Ehtnicheskiyj sostav i proiskhozhdenie altayjcev. — L., 1969.
6. Gumilev, L.N. Drevnie tyurki. — M., Nauka, 1967.
7. Malyavkin, A.G. Tanskie khroniki o gosudarstvakh Centraljnoyj Azii. — Novosibirsk, 1989.
8. Aristov, N.A. Zametki ob ehtnicheskom sostave tyurkskikh plemen i narodnosteyj i svedeniya ob ikh chislennosti // Zhivaya starina. -SPb., 1896 (otdeljnoe izdanie: SPb., 1897).- Vihp. III, IV.
9. Chavannes, E. DocumentssurlesTou-kiue (Turcs) Occidentaux // Sb. tr. Orkhonskoyj ehkspedicii. — SPb., 1903. — Vihp. VI.
10. Gyorffy, G. Duclanhongroisaucomitatdelatribuaupays // Szazadok. — Budapest, 1958. — T. 92.
11. Kuzeev, R. G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. — M., 1974.
12. VehyjChzhehn. Khronika gosudarstva Suyj. — Pekin, Bo-na, 1958. — Gl. 84, 18b.
13. Bichurin, N. Ya. (Iakinf). Sobranie svedeniyj o narodakh, obitavshikh v Sredneyj Azii v drevnie vremena. — M. -L., 1950.
14. Boljshaya kitayjskaya ehnciklopediya. — Pekin, 1979−2010 [Eh/r]. — R/d: http: //baike. baidu. com/view/36 666. html
15. [Eh/r]. — R/d: http://zh. wikisource. org/wiki/%E9%9A%8B%E6%9B%B8/%E5%8D%B784#. E9. 90. B5. E5. 8B. 92
16. Kuzeev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. — M., 1974.
Статья поступила в редакцию 12. 04. 12
УДК 39(=943. 43)+94(5)+ 811. 581
Nagimov R.D. THE ELEMENTS OF ZOROASTRIANISM CEREMONIES IN THE ARCHAEOLOGIC BURIAL PLACE OF THE MECHETSAY'-S BARROW. The generality of sarmatians-saka'-s belief with Zoroastrianism ceremonies, specifies their generality in the Protozarathustric roots. The analysis of ceremonies of a burial place in the Mechetsay barrow confirms opinion on identity of some elements of beliefs of Sarmatians with Zoroastrianism, and probably specifies Zoroastrianism occurrence in sarmatians-saka'-s ethnic generality.
Key words. ethnology, history, sarmatians, Southern Ural mountains, Zoroastrianism, archeology, Mechetsay.
Р. Д. Нагимов, соискатель отдела этнологии Института истории, языка и литературы
Уфимского науч. центра Российской Академии наук, преподаватель НОУ «Межотраслевой институт»,
г. Уфа, E-mail: radikn71@mail. ru
ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ОБРЯДЫ ЗАХОРОНЕНИЯ В МЕЧЕТСАЙСКОМ КУРГАНЕ
Общность обрядов сармато-сакских племён с зороастрийским верованием, указывает на их общие протозо-роастрийские корни. Анализ обрядов захоронения в Мечетсайском кургане подтверждает мнение об идентичности некоторых элементов верований сарматов с зороастризмом, и, возможно, указывает на появление зороастризма в сармато-сакской этнической общности.
Ключевые слова: история, этнология, сарматы, Южный Урал, зороастризм, археология, Мечетсай.
Мечетсайский курган, расположенный в Оренбурской области, представляет собой археологический памятник сарматской культуры. Подробно описание Мечетсайского кургана оставлено в книге К. Ф. Смирнова «Сарматы на Илеке», поэтому в данном исследовании больше остановимся на совпадении части обрядов захоронения данного кургана, с зороастрийскими ритуалами захоронения.
Для Мечетсайского кургана характерно устраивание погребальных кострищ у огромных могил и вторичные перезахоронения, так в погребении № 3 основная грунтовая могила, с которой связано огромное кострище, занимала большую площадь под насыпью кургана вокруг могилы. Уголь, зола и пережженная земля расположена сразу же под дерновым слоем. Расчистка этого кострища показала, что оно явилось результатом сожжения большого деревянного сооружения, сгоревшего почти дотла. Лишь в некоторых местах на древнем горизонте сохранились отдельные, сильно обугленные плахи из тополя толщиной до 20 см. Их уровень залегания — 0,38- 0,61 м от вершины кургана. Судя по положению плах, сооружение имело прямоу-
гольную форму, длина его по линии восток — запад не менее 7 м, ширина не менее 4,5 м. В северной части кострища сохранились куски обугленного хвороста, с помощью которого было подожжено все сооружение.
Могила на уровне грунта имела неправильную форму и широтную ориентировку. Контуры могилы сверху были искажены перекопом. Ближе ко дну могила приобретала прямоугольную форму. Ее длина 3 м, ширина 1,5 м, глубина 2,5 м. Засыпка могилы состояла из земли с сажей и углями и из комков пережженной земли, попавших сюда с кострища. В засыпке, ближе ко дну, у южной стенки могилы находим ребра лошади и фаланги пальцев человека. На дне могилы в центре, лежал череп мужчины 45−55 лет, без нижней челюсти. Нижняя найдена близ северо-западного угла могилы вместе с другими костями человека. Здесь были аккуратно сложены длинные кости рук и ног, подвздошные кости, отдельные ребра. Судя по количеству и величине костей, в могиле были погребены два мужчины. Некрополь кости подвергались действию огня, но трупосожжения не было [1, с. 146].

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой