Социальная активность бизнеса как проблема исследования современной экономической науки

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Биология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ЛИТЕРАТУРА
1. Ветитнев А. Модель удовлетворенности потребителей качеством санаторно-курортных услуг // Стандарты и качество. 2004. № 7.
2. Винокуров Б. Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ. СПб.: СПб ГУЭиФ, 1998.
СМИРНОВА Е.В.
социальная активность бизнеса как проблема исследования современной экономической науки
При переходе к рыночной экономике российские предприятия значительно снизили
п
.0 ь о
свою социальную активность и сократили объемы социальной деятельности, но в ситуации ш трансформации общественных отношений предприятия и корпорации становятся не только
ядром новых экономических отношений, но и оказывают все возрастающее влияние на соци- ^
альные процессы и решение социальных проблем современного российского общества. 2
Сегодня социальная активность бизнеса становится актуальной проблемой научных ис- у) следований, одним из аспектов которой является определение понятия и сущности основных -& gt-
дефиниций, описывающих этот социально-экономический феномен. °
Одной из центральных дефиниций, описывающих социальную активность бизнеса, является понятие социальной ответственности. д
В Послание Федеральному собранию Российской Федерации (2007 г.) Президент Р Ф Пу- ?
тин В.В. в числе стратегических планов наряду с борьбой с коррупцией и терроризмом, мо- ^
дернизацией Вооруженных Сил и правоохранительных органов, укреплением роли России в ^
международных делах отмечено формирование дееспособного гражданского общества, стро- о
ительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь ю
людей, становление свободного и социально ответственного бизнеса. о
Использование термина «социальная ответственность бизнеса» началось после расши- ф ренного заседания правления Торгово-промышленной палаты РФ в декабре 2003 года, где ^ Евгений Примаков отметил, что, требуя от власти уничтожения административных барьеров, ^ бизнес отдает себе отчет в необходимости участия в обновлении медицинских учреждений, ^ развития наукоемких отраслей, с которыми государству в одиночку не справиться. Бизнес- х сообщество готово участвовать в развитии трудовых отношений, борьбе с бедностью, безна- & amp- дзорностью детей, в стабилизации экологической ситуации и спасении памятников архитектуры [5]. ^
Развитие социальной ответственности бизнеса становится важной государственной задачей, о чем свидетельствует особое внимание к этой проблеме в Концепции стратегического развития России до 2010 года. В этом документе социальная ответственность рассматривается как сложный феномен, который включает в себя как определенные российским законода- 0 тельством обязанности бизнеса, так и выходящие за рамки обязательных составляющие: о
— создание условий для воспроизводства рабочей силы- о
— развитие и софинансирование объектов социальной сферы- ^
— своевременную выплату достойной заработной платы и обязательных платежей на со- =| циальные нужды- о
— обеспечение охраны и безопасных условий труда- т
— поддержание уровня занятости, участие в программах переквалификации кадров при § ликвидации рабочих мест- ^
— софинансирование систем профессиональной подготовки кадров и повышения их ква- 1 лификации- о
— своевременную и в полном объеме уплату налогов- о
— обеспечение нормальных условий труда и быта работников, привлекаемых к исполне- О)
нию обязанностей с отрывом от постоянного места жительства-
— отчисление страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования-
— развитие корпоративного профессионального пенсионного страхования-
— софинансирование добровольных видов страхования работающих-
— осуществление социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.) —
— благотворительную деятельность[3].
Совершенно иной подход к составляющим социальной ответственности бизнеса использует Центр современных бизнес-технологий SATIO. Здесь социальную ответственность бизнеса рассматривается как широкое понятие, включающее комплексную ответственность всех субъектов: делового партнёра, работодателя, гражданина и участника социальных отношений [4].
Ответственный деловой партнёр строит свои отношения согласно правовым и этическим нормам ведения бизнеса, на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятель-^ ности и финансовой ответственности, то есть социально ответственной может называться ь только та компания, которая ведёт честную игру по правилам цивилизованного бизнеса. (? Ответственный работодатель заботится об условиях труда и социальном благополучии своих работников, действует в соответствии с нормами трудового права, предоставляет со-^Т трудникам дополнительное социальное обеспечение.
Z Социально ответственная компания, как всякий ответственный гражданин, должна пла-Lf) тить установленные налоги и вести свою деятельность в соответствии с нормами установ--& gt- ленного законодательства. Но для того, что бы считаться социально ответственным бизнесу недостаточно только юридической ответственности, важно не только выполнять обязательства, возложенные на него в законодательном порядке, но и брать на себя определённую ^ дополнительную ответственность.
? Традиционной формой деятельности бизнеса как участника социальных отношений в ^ поддержании благополучия общества является благотворительность в отношении социально О уязвимых групп населения.
D Социальная ответственность означает выполнение бизнесом законодательно установки ленных и добровольно принятых обязательств по развитие общества в социальной, экономи-о ческой и экологической сферах.
ф Следующий термин проблемного поля социальной активности бизнеса — «корпоративная s социальная ответственность» (corporate social responsibility, CSR) появился в середине 70-х & gt- годов прошлого века в США и Европе.
Корпоративная ответственность перед обществом — это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизне-
— неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т. п. -
— построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами-
0
1 I
т са своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:
?? — производство качественной продукции и услуг для потребителей-
^ - создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в
о развитие человеческого потенциала-
0
1_
0
1_
о о
о — эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономист ческой стоимости и рост благосостояния своих акционеров-
^ - учёт общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения ! дел-
о — вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекта ты развития местного сообщества [6].
В этом расширенном понимании корпоративной социальной ответственности обращает о на себя внимание то обстоятельство, что большинство отмеченных направлений деятельности бизнеса содержит экономические принципы предпринимательской деятельности, этичес-о кие и юридические нормы ведения бизнеса. Социальная составляющая представлена здесь о через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданс-00 кого общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.
n
ш
Основным механизмом корпоративной социальной ответственности, как добровольного вклада бизнеса в общественное развитие являются социальные инвестиции. Социальные инвестиции приносят социальную прибыль в виде повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни, укрепления института семьи и т. д. Социальные инвестиции отсрочены во времени, их результаты могут проявиться и через 10 лет.
В «Докладе о социальных инвестициях в России за 2004 год» социальные инвестиции бизнеса рассматриваются как материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а так же финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект [2].
По данным различных исследований, расходы российского бизнеса на социальные цели составляют от 2 до 4% ВВП. При этом экспертные оценки свидетельствуют о том, что эти цифры сильно недооценены. У крупных корпораций расходы на финансирование различных социальных программ могут составлять от 20 до 30 и более миллионов долларов в год [1]. ь Социальные инвестиции подразумевают стратегическую, целенаправленную, долгосроч- щ ную политику компаний в местных сообществах, приносящую взаимные выгоды всем участникам процесса. Обычно социальные инвестиции включают в себя партнерские социально- ^ ориентированные проекты бизнеса, местной власти и некоммерческих организаций. Z
Недавно в научный оборот вошел термин «венчурная филантропия» (англ. — venture philanthropy). По своей сути и принципам это понятие близко к социальному инвестированию. Отличия очень не велики, и вызваны тем, что концепции разрабатывались разными о школами. Венчурная филантропия — вид благотворительности, который нацелен на использование стратегий управления бизнесом (венчурного предпринимательства) в сфере благотворительной деятельности. Концепция венчурной филантропии подразумевает не просто? жертвование средств, но через партнерское взаимодействие способствует организационно- ^ му / институциональному развитию получателей. Венчурная филантропия строится на твор- О ческом, инновационном подходе к решению социальных проблем. D
Как и социальное инвестирование, венчурная филантропия направлена не на решение Ей текущих социальных проблем и финансирование социальных проектов, даже если оно осу- g ществляется на постоянной основе, а направлено на укрепление финансовой устойчивости и g-организационное развитие объекта филантропии, институциональное развитие, укрепление § социальной инфраструктуры, создание саморазвивающихся, дуплицирующихся механизмов & gt- решения социальных проблем. Венчурная филантропия поощряет введение рыночных принципов и механизмов в управление социальными и благотворительными программами, ориентируя их на повышение эффективности и достижение самоокупаемости в долгосрочном периоде.
Взаимодействие между компанией и объектом венчурной филантропии основано на сов- о местном процессе принятия решений, выработке общего видения, целей и взаимовыгодных результатов, разработке и корректировке программной деятельности, процедур взаимопри- ?5 емлемого контроля. Венчурная филантропия трансформирует отношения донор — реципи- ?5 ент в равноправные партнерские отношения. Донор активно вовлечен в процесс социальных g изменений, вкладывает не только материальные ресурсы, но и профессиональные знания и g связи. о
Венчурная филантропия, так же как и социальное инвестирование, ориентирована не на о-достижение количественного результата, а на качественные изменения в социальной сфере, s при этом особое внимание уделяется связи между социальными программами и основной о деятельностью компании и максимальному использованию ресурсов для извлечения бизнес- ® выгоды из взаимодействия.
Самым крупномасштабным и обобщенным феноменом сферы социальной активности о бизнеса является корпоративной гражданство, в рамках которого корпорация рассматрива
т
ется как гражданин определенной территории, местного сообщества, стремящийся улучшить ^ территорию своего расположения. Речь может идти не только об охране окружающей среды, § но и развитии социальной инфраструктуры, ведении совместных с местной администрацией ^
проектов и социальных программ. Крупный бизнес может рассматривать себя и как гражданина в масштабах страны или нации, тогда она выступает уже в роли общественного деятеля.
По словам патриарха корпоративного гражданства Крейга Смита (Craig Smith), термин «корпоративное гражданство» относится к процессу, когда корпорации в своей повседневной бизнес-деятельности привносят дополнительные «ценности» (added values) в общество, то есть, обычно компании привносят «ценности» в общество неосознанно. Если они идут на это сознательно, это и есть корпоративное гражданство.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема социальной активности бизнеса в последние годы становится все более актуальной и востребованной социальной, экономической и политической практикой в России. Вместе с тем, терминов, описывающих социальную активность и социально-ответственное поведение бизнеса много, в современной науке нет их единого трактования. Это свидетельствует о том, что рассматриваемая проблема многоаспектна, не достаточно изучена и это открывает новые горизонты исследований в области социальной активности бизнеса и его роли в развитии общества.
CD
i ЛИТЕРАТУРА
(? 1. Ассоциация Менеджеров сотрудничает с ООН в области измерения социальных инвестиций
российского бизнеса // Вестник Ассоциации менеджеров. 2005. № 2(61).Т 2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общ. ред. С. Е. Литовченко. Z М. :Ассоциацияменеджеров, 2004.
L? 3. Концепция стратегического развития России до 2010 года — государственный Совет Рос-& gt- сийской Федерации. М., 2001. 4. Официальный сайт Центра современных бизнес-технологий «SATIO — новый консалтинговый и бизнесобразовательный центр» // http: //www. satio. by/ ^ 5. Снегов А. Путь ответственных: от социального рекета к социальному инвестированию //? Время Малого Бизнеса. 2004. № 10−11.
6. Социальная политика: Учеб. / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2006.
CU
О
o I-
ф
I-
S
о ¦
а
ф
I
& gt-
0
1 I
ф
СТРЕБУЛЯЕВ Д.А.
структурная реформа электроэнергетики в аспекте согласования общенациональных и корпоративных
интересов
о а
^ В настоящее время в Российской Федерации осуществляется крупномасштабная реформа о электроэнергетики, стратегической целью которой является обеспечение устойчивого фун-
& lt-- кционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности про-5 изводства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энерго-о снабжения потребителей (см.: [3, с. 30−32]).
о Необходимость реформы вызвана тем, что энергетика страны функционирует в режиме, когда вертикально интегрированная компания при отсутствии конкуренции исключает ^ возможность привлечения инвестиций, в результате общий уровень износа оборудования превысил 50%, в то же время продолжает действовать затратный механизм тарифообразо-
0 вания, в связи с чем, у энергетиков отсутствует заинтересованность в сокращении издержек™ производства.
§ Наличие и степень остроты противоречий экономических интересов общества и энерге-^ тических корпораций обусловили необходимость поиска путей преобразования экономичес-
1 ких отношений в данной отрасли, результатом которого явилось бы разрешение или сглажи-о вание основных противоречий.
о Учитывая главные направления проводимой реформы электроэнергетики, было бы спра-00 ведливо отметить, что она протекает в русле общемировых тенденций, складывающихся с

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой