Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

2. Давыдов, Ю. С. Власть культуры в университете. [Текст]/ Ю. С. Давыдов, -Пятигорск, 2004, — С. 280.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей [Текст]/ Г. Н. Волков // Развитие личности, 2003 — № 2.- С. 335−243.
4. Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. — М., 1982. — 440 с.
5. Десять лет автономии ДАССР. — Махачкала, 1931. — 56 с.
6. Таха-Годи, А. А. К десятилетию ДАССР и просвещение национальностей [Текст]/ А. А. Таха-Годи. — 1931 — № 1. — С. 12−15.
7. Магомедов, А. А. Алибек Тахо-Годи [Текст]/ А. А. Магомедов. — Махачкала, 1993 — 420 с.
8. Отчеты Даггосунивеситета, Даггоспединститута за 1960−1980 годы.
УДК 378. 142
Абельбейсов Владимир Алексеевич
Аспирант кафедры социологии, социальной работы Российского государственного социального университета, abel85. 85@mail. ru, Москва
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Abelbeisov Vladimir Alekseevich
RSSU, abel85. 85@mail. ru, Moscow
socialization of orphans and abandoned
CHILDREN: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS
Социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность — эти тревожные явление становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Ведущим аспектом деятельности государства становится политика в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты, выпускники домов-интернатов). В результате исследования в области постинтернатной социализации и адаптации детей-си-рот, выпускников домов-интернатов, как России в целом, так и в субъектах РФ, в частности видно, что государство стремится создать все необходимые условия для интеграции и социального функционирования выпускников в обществе, разрабатывает и применяет на практике новые пути и способы работы с данной категорией граждан. Так, на уровне Российской Федерации можно отметить, что принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах. Данная категория находится на полном государственном обеспечении. Государство всячески способствует выпускникам в социальной адаптации и 142
интеграции, предоставляя льготы в таких направлениях, как образование, трудоустройство, жилищный вопрос. Особый вклад в решение проблем социальной защиты населения внесла столица. Москва — единственный субъект Российской Федерации, не имеющий задолженностей перед выпускниками в предоставлении жилых помещений. В Москве обеспечено хорошо отлаженное взаимодействие различных структур (районный управы, Департамент образования, Департамент жилищной политики, Комитет по делам семьи и молодежи и др.) в области осуществления социальной защиты. Однако при всех положительных тенденциях в области социальной интеграции выпускников нельзя не отметить ярко выраженные отрицательные тенденции в данном вопросе. Так, многочисленные права, лежащие в основе защищенности ребенка и гарантируемые государством, находятся в сложном, динамическом соотношении с обязанностями. Нахождение ребенка в детском доме на полном государственном обеспечении гарантирует единую для всех внешнюю защищенность, но не мотивирует необходимость осознания своих прав, а обязанности, выполняемые по принуждению, не связаны с правами. Покидая интернатное (детские дома) учреждение, дети часто отказываются выполнять какие-либо обязанности, как перед самими собой, так и перед государством. Льготы, надбавки и пособия, предоставляемые государством и предназначенные не только поддержать жизненный уровень выпускников при вступлении в самостоятельную жизнь, но и для стимулирования в них желания двигаться дальше и развиваться, воспринимаются сиротами как должное и способствуют формированию иждивенческой позиции. В связи с этим актуализируется задача пересмотра программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, повышения ответственности образовательных учреждений за результат подготовки. Говоря о довольно хорошо отлаженной системе взаимодействия различных структур и органов, страна все равно сталкивается со значимой проблемой межведомственной разобщенности, связанной с принадлежностью домов ребенка, детских домов, школ-интернатов разным министерствам, приводящей к невозможности предъявления одинаковых требований к учреждениям в части подготовки к самостоятельной жизни и контроля. Данный вопрос также требует пристального изучения и внесения коренных изменений. Недостатком в работе с выпускниками интернатных учреждений является также отсутствие единого банка данных детей-сирот, выпускников домов-интернатов в учреждениях и социальных службах по социальной поддержке выпускников, что в значительной степени усложняет проведение анализа данных, и предоставление своевременных мер по улучшению их положения. Несмотря на то, что нормативно-правовая база разработана достаточно хорошо и четко отражает направления работы с детьми-сиротами, выпускниками домов-интернатов, следует отметить, что законодательство не в полной мере отвечает реальной ситуации, отсутствует механизм ответственности за бездействие уполномоченных государственных органов и организаций. 1
1 Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В. И. Жукова. — М.: Издательство РГСУ, 2009. -452 с.
Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе и его референтной группе посредством собственной активности и чужого влияния. Она происходит в два этапа и направлена на формирование действий людей. Все компоненты социализационного процесса содержатся в культуре, представляющей собой огромный арсенал моделей и образцов поведения, ценностей и символов. Каждый человек из всего этого множества выбирает свои, соответствующие примерам его профессиональной, религиозной, поло возрастной группы. Выбранные им элементы усваиваются или интернализируются, превращаясь в частные индивидуальные убеждения, взгляды, мотивы, намерения, претензии, моральные каноны, детерминанты, т. е. его установки. Проявление в действиях, усвоенных отдельным человеком культурных сущностей, является результатом социализации и называется в социологии экстернализацией. Социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, отобранные человеком компоненты и принятые правила поведения являются типичными для данной общности (типизация). С другой — личность активно воздействует на свое социальное окружение, создает новые, индивидуально окрашенные формы жизни и опыта (индивидуализация). Агентами социализации могут быть институты, группы, отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности2.
Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни.
Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
2 Осадчая Г И. О 72 Лекции по социологии. — М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 136 с.
144
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной их важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Несмотря на значительный теоретический багаж и объем эмпирических исследований, процессы социализации и социальной адаптации выпускников детских сиротских учреждений в современной России требуют нового осмысления с учетом продолжающихся социальных трансформаций и изменений социальной политики в отношении данной группы граждан. Проблемы социализации сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Сложнее всего подготовить социальных сирот за время жизни в детском доме к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этом надо учитывать, что они не могут на этапе жизненного старта рассчитывать на поддержку семьи, а зачастую — и родственников вообще. Социализация — один из способов развития личности, в основе которого лежат механизмы социального научения, обеспечивающие усвоение культуры. Накопление, структурирование усвоенного из культуры человечества, народа, класса, социальной группы является составной частью процесса развития личности, точнее, ее социально-типичной составной. Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию — воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ. Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.
Но не всегда социализации детей начинается в семье. И причин тому может быть много. Это может быть и несчастный случай, унесший жизни родителей- отказ родителей воспитывать своего ребенка- изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям — в этих случаях ребенок становится социальным сиротой. Это дети, которые либо вообще никогда не воспиты-
вались в семье и не представляют, как она устроена и функционирует, как происходит взаимодействие ее членов. Либо это дети, которые воспитывались в семье, там началась социализация, но из-за трагического случая прервалась и не может больше продолжаться в семье. Это очень сложные случаи, так как здесь ребенок знает и представляет как это должно быть, но не получает нормального продолжения данного процесса. Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.
По состоянию на 1 января 2008 г., 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. — под опекой (попечительством), 11 тыс. — в приемных семьях, 159 тыс. — усыновлены посторонними гражданами). Остальные (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных ведомств, а также в негосударственных учреждениях. Одновременно растет число «детей улиц», которых по официальной статистике в стране около 600 тыс.3 Академик РАН В. И. Жуков отмечает, что массовое распространение социального сиротства, увеличение количество детей, брошенных родителями либо отобранных у них, является одной из важнейших характеристик демографической ситуации в современной России.4 Однако, многие исследователи отмечают заниженность данных и считают, что в России проживает около 2,5 млн. беспризорных детей. 5
Но наиболее тяжелый след «социальное сиротство» оставляет в психической жизни ребенка. При отсутствии с раннего возраста главного условия полноценного психоэмоционального развития родительской семьи и особенно матери — у детей-сирот наблюдается снижение общего психического тонуса, нарушение процессов саморегуляции, преобладание пониженного фона настроения и т. д.
Несмотря на значительную распространенность социального сиротства, до сих пор не найдены эффективные способы, позволяющие повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад жизненно необходимых связей между родителями и детьми. К сожалению, реальная помощь детям, находящимся в подобной ситуации фактически не оказывается. Благотвори-
3 Семья, дети: факты и проблемы. // Аналитический вестник Совета Федерации Ф С РФ. № 11, 2008. — С. 25−30.
4 Жуков В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. — Изд. 2-е перераб. и доп. В 3 т. — Т1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985−2005). — М.: Изд-во РГСУ, 2007. — С. 177.
5 Шульга Т. И., Олифриенко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М.: Наука, 2007. с. 143- Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика № 1, 2005. — С. 19−22.
тельные акции в виде раздачи одежды и продуктов питания, реабилитационные центры адаптации, советы по защите прав детей, центры семейного воспитания, которых в России недостаточное количество, не могут изменить ситуацию в целом. Созданные комиссии, занимающиеся проблемами семьи и детства, разработанные программы пока не достигают цели в полном объеме и практические результаты деятельности этих структур мало заметны. Отсюда рост детской, подростковой преступности и других форм проявления девиантного поведения, физического и экономического насилия по отношению к детям и т. д. Судьбы воспитанников детских домов для детей, оставшихся без попечения родителей, всегда привлекали общественное внимание. В последние 10−12 лет это внимание больше всего связано с вопросами эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к этим детям воспитателей. Все соглашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребенка в приемную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо считаться с тем, что далеко не всегда удается использовать именно эти формы социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Детские дома будут существовать еще значительное время. В связи с этим будут и продолжаться поиски путей совершенствования, улучшения, модернизации сети учреждений, чьей основной функцией является забота о детях, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, несмотря на разработку и реализацию концепции построения правового, социального государства, Россия столкнулась с целым рядом серьезных проблем детства. Создание факторов успешной социализации детей сирот в детском доме выступает в качестве одной из них и приобретает особую актуальность, а изучение причин появления данного феномена и нахождение путей его устранения сегодня создает предпосылки для успешного развития общества в настоящем и будущем. Общеобразовательные учреждения при определенных условиях могут обеспечить подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Это достигается в результате целесообразно организованной системы учебно-воспитательной работы, которая базируется на всестороннем изучении личности ребенка, в частности его профессиональной пригодности и интереса к избранной профессии. В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности -ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в детском сиротском учреждении, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии — совместной деятель-
ности детей и взрослых, т. е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту.
Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации- умение сделать осознанный и ответственный выбор- умение работать в группе, коллективе- универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач) — способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем- способности к генерированию большого числа идей- в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др). Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации категории детей, оставшихся без попечения родителей, то есть детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Дети, оставшиеся без попечения родителей есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни. Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встро-
енными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
Социализация подрастающего поколения, выступая универсальным фактором становления и развития каждой личности, с одной стороны, является непреложной частью социокультурной жизни, неотъемлемой функцией жизнедеятельности любого общества.
Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации категории детей, оставшихся без попечения родителей, то есть детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи.
В 2007—2010 гг., по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет развития семейных форм устройства детей планируется сократить количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывающихся в них детей в 1,3 раза. 6
Дети, оставшиеся без попечения родителей есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни. Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс соци-
6 О деятельности органов опеки и попечительства с выработкой рекомендаций для субъектов Российской Федерации по её эффективному осуществлению// Материалы Министерства образования и науки Российской Федерации.
ализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей наук. В общем, социализация понимается как процесс и результат становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, а также активного воспроизводства индивидом социального опыта и протекает как в условиях воспитания (в общественных и государственных организациях), т. е. целенаправленного формирования личности, так и под влиянием стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Социализация подрастающего поколения, выступая универсальным фактором становления и развития каждой личности, с одной стороны, является непреложной частью социокультурной жизни, неотъемлемой функцией жизнедеятельности любого общества. Несмотря на то, что нормативно-правовая база разработана достаточно хорошо и четко отражает направления работы с детьми-сиротами, выпускниками домов-интернатов, следует отметить, что законодательство не в полной мере отвечает реальной ситуации и отсутствует механизм ответственности за бездействие уполномоченных государственных органов и организаций.
Принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, посильно обеспечивает равные стартовые возможности выпускникам этой категории. Однако, говоря о практической стороне реализации законов, следует отметить, что многие механизмы разработаны не до конца, законодательная деятельность субъектов Российской Федерации иногда противоречит Федеральным законам, судебная, пенитенциарная системы не учитывают особенностей развития выпускников, а работа многих законов в реальной жизни не всегда возможна в результате их недоработки, и как следствие, требует дальнейшего реформирования и преобразования.
Реальное положение дел и многочисленные факты говорят о том, что в настоящий момент государство имеющимися средствами не может в полной мере выполнить свои обязанности по обеспечению и защите прав и законных интересов выпускников интернатных учреждений. Практически к этому вопросу не привлекаются спонсорские средства и инвестиции. Вопросы сиротства не достаточно освещаются в средствах массовой информации, на телевидении отсутствует социальная реклама, которая могла бы способствовать интеграции и адаптации выпускников интернатных учреждений.
Администрация детских учреждений, специалисты по охране прав детства не могут противостоять грубым и систематическим нарушениям интересов детей-сирот, выпускников домов-интернатов из-за отсутствия ква-
лифицированных специалистов, юридических знаний, материально-технической базы. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов, а эффективность всех усилий непропорционально мала: ребенок-сирота оказывается незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и после выпуска, где он не в состоянии полноценно адаптироваться в обществе и жить самостоятельно. Для того, чтобы действительно обеспечить социальную защищенность выпускникам интернатных учреждений, способствовать интеграции выпускников в общество, для того, чтобы они полноценно осваивали самостоятельную жизнь, необходимо еще многое сделать, решить многие задачи (привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями и многое другое). Но в основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных учреждений необходимо заложить не работу по преодолению причин самого явления — сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по профилактике сиротства.
Библиографический список
1. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В. И. Жукова. [Текст] - М.: Издательство РГСУ, 2009. — 452 с.
2. Осадчая, Г. И. О 72 Лекции по социологии. [Текст]/ Г. И. Осадчая — М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 136 с.
3. Семья, дети: факты и проблемы. [Текст]// Аналитический вестник Совета Федерации Ф С РФ. № 11, 2008. — С. 25−30.
4. Шульга, Т. И., Олифриенко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. [Текст]/ Т. И. Шульга, Л. Я. Олифриенко — М.: Наука, 2007. — С. 143-
5. Комков, С. Откуда в России берутся беспризорные дети [Текст]/С. Комков, // Социальная педагогика № 1, 2005. — С. 19−22.
6. Жуков, В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. [Текст]/ В. И. Жуков. — М.: Академический Проект, 2003. — 656 с.
7. Жуков, В. И. Университетское образование: история, социология, политика. [Текст]/ В. И. Жуков. — М.: Перспектива, 2005. — 254 с.
8. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. — Изд. 2-е перераб. и доп. В 3 т. — Т. 1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985−2005). [Текст]/ В. И. Жуков. — М.: Изд-во РГСУ, 2007. — С. 177.
9. О деятельности органов опеки и попечительства с выработкой рекомендаций для субъектов Российской Федерации по её эффективному осуществлению// Материалы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой