Самосознание как системообразующий фактор формирования девиантного поведения подростков

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Бугаец А.Ю.
Самосознание как системообразующий фактор формирования девиантного поведения подростков

Развитие личности через механизмы обособления-идентификации, определяющие самосознание, нельзя точно предсказать: с кем будет себя идентифицировать и от кого будет обособляться, отчуждаться личность в процессе своего развития. На особенности протекания данных процессов в подростковом возрасте значительное влияние оказывает такое новообразование подросткового возраста, как самосознание.
Обобщенный образ «Я» формируется в процессе интеграции множества единичных конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нем отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ «Я» является определенным итогом процесса самопознания, обобщенный образ «Я» влияет на мировосприятие, обуславливает основную линию поведения личности. Образ «Я» можно рассматривать «как результат апробации человеком своих самооценок, притязаний и социально-психологических ожиданий в процессе жизнедеятельности»
В зарубежной и отечественной литературе много данных, акцентирующих внимание на определяющем установочном характере самосознания. Понимание самосознания как социальной установки (точнее, установочной системы) позволяет представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. А самосознание подростков отражает особенности «переходного возраста» и маргинального положения, т.к. это уже не дети, но еще не взрослые.
Во-первых, ролевая неопределенность и пограничность их социального статуса дополняется противоречивостью механизмов их социального контроля: прежние формы внешнего контроля со стороны родителей, учителей и других взрослых, основанные на послушании, уже перестают действовать, а внутренние формы контроля — самоконтроль и саморегуляция — еще не сложились или не окрепли [4, с. 237].
Во-вторых, главное новообразование подросткового возраста — чувство взрослости — проявляется в возрастании тенденции к свободе и независимости. Следовательно, «горизонтальный вектор общения» со сверстниками, как с равными между собой, приобретает большую значимость по сравнению с «вертикальным» (снизу-вверх) со взрослыми [там же, с. 238].
В-третьих, к этому возрасту развивается абстрактно-логическое мышление, происходит открытие для себя собственного внутреннего мира и появляется интерес к внутреннему миру других- Я-концепция уже сформирована и начинает выполнять свои функции, хотя не является еще достаточно последовательной, дифференцированной и обобщенной.
В-четвертых, общение становится для подростков своеобразным полигоном для испытания разных стратегий поведения, стилей межличностных отношений, ролевых предпочтений. Выбор наиболее приемлемых ориентиров происходит на фоне статусных колебаний, так как неудачные попытки приводят к различным социальным санкциям.
[2, с. 35].
В-пятых, потребность в общении настолько велика, что становится ведущей потребностью данного возраста, но не все умеют общаться. В силу недостаточной сформированности волевых и коммуникативных качеств возникают различные барьеры общения- они не решаются первыми подойти и познакомиться, особенно с лицами противоположного пола- не умеют поддержать беседу, потому что не умеют слушать других, в этом возрасте им важнее высказаться самим- плохо чувствуют настроение и состояние партнера по общению, а, значит, часто попадают впросак, говоря что-то невпопад или некстати, и поэтому предпочитают в компаниях отсиживаться в углу и т. д. Реальные или воображаемые неудачи в такой значимой для подростков деятельности, как общение, нарушают их самосознание, формируется неприятие себя, как неспособного к общению, что ведет к сворачиванию числа попыток вступления в контакт, то есть к вынужденному одиночеству, переживаемому очень болезненно.
Неудачу в одной области иногда удается компенсировать успехами в другой, тогда самоуважение страдает меньше (например, многие социально благополучные подростки компенсируют неудачи в общении за счет хорошей учебы, эрудиции, занятий спортом, различных хобби и необычных увлечений). Если у подростка не обнаруживается никаких ярких способностей, он не может и не умеет быть лидером, учится неважно, со взрослыми конфликты — вот тогда самооценка, и без того неустойчивая, в силу возрастных особенностей, резко падает или компенсаторно завышается.
В-шестых, очень важная потребность в подростковом возрасте — самоутвердиться среди сверстников, «занять свое место под солнцем», и он «из кожи вон лезет», лишь бы быть замеченным сверстниками, используя любые способы, известные ему. Он может попробовать курение, употребление спиртного или наркотиков. Он будет демонстрировать показную браваду или отклоняющееся от общепринятых норм поведение, может даже совершить суицидную попытку (реальную или демонстративную), пока не найдет способ поддержать свое самоуважение на приемлемом уровне.
В-седьмых, потребности самих подростков — им еще многое надо узнать и попробовать, прежде чем они станут взрослыми. При этом многими движет мотив все в жизни попробовать, скорее исшагать все, что могут позволить себе взрослые.
В-восьмых, физиологическая нагрузка на организм в период полового созревания, бурного роста организма и перестройки всех его систем часто провоцирует скрытые (компенсированные) психические расстройства.
В-девятых, помимо информационных перегрузок в школе и в средствах массовой информации, возрастает объем требований к подросткам и ожиданий со стороны взрослых.
Л. С. Выготский первым в советской детской психологии выдвинул возникновение самосознания в качестве центрального новообразования всего подросткового возраста, понимая его не как первичный духовный акт, а как результат длительного социального формирования. «Самосознание, таким образом, не первичный, а производный факт в психологии подростка и возникает оно не путем открытия, а путем длительного развития» [3, с. 231]. Л. И. Божович подтверждает точку зрения Л. С. Выготского о возникновении самосознания как центрального новообразования подросткового возраста и считает, что у подростка самосознание возникает «в собственном смысле этого слова», то есть как «способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих
переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростка потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию» [1, с. 429].
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, формируются ценности и убеждения. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. «В связи с возникновением самосознания, — писал Л. С. Выготский, — для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [3, с. 280].
В подростковом возрасте отмечается отчетливое направление сознания на самого себя. Осознание себя личностью происходит у подростка в первую очередь в процессе общения со сверстниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание, выделение и сопоставление своего «Я» с другими создают условия для самосовершенствования. Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральный облик, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. На основе соотношений между уровнем притязаний и реальными успехами у него формируется, соответственно, высокое или низкое самоуважение. Оно зависит и от оценки подростка окружающими. У подростков обычно отмечается завышенная самооценка и уровень притязаний, что при неуспехе в учебной, спортивной и других видах деятельности нередко приводит к аффективным реакциям, а при хроническом неуспехе — к неуверенности в своих возможностях и даже к появлению стойких отрицательных свойств личности.
Подростки обращаются к анализу своей личности как средству, необходимому для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими. По мнению Д. Б. Эльконина, оценка собственных качеств, как средств решения стоящих перед подростком задач, существенно важна для понимания генеза самосознания и понимания особенностей психического развития подростков. Сущность этого факта заключается в том, что при решении той или иной задачи происходит ориентация не только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умения, знания, черты характера), как на решающее условие ее решения. Там, где нет такой ориентации, там нет и самосознания, которое потому и называется самосознанием, что оно есть знание отношения нового качества субъекта к решению стоящей перед ним задачи. Такое превращение ребенка из субъекта деятельности в
личность и происходит в подростковом возрасте в отношении задач построения отношений с другими людьми [5, ^ 317−318].
Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических, (часто внутренне конфликтных) переживаний, на которое обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр. Самооценка в отрочестве еще чрезвычайно неустойчива. Свои недостатки подросток вольно или невольно пытается как бы снивелировать, компенсировать их достоинствами.
Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения — бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.
Неправильная самооценка подростков может иметь далеко идущие последствия. У подростка появляется естественное стремление занять соответствующее его представлению о себе место в коллективе. И это обстоятельство нередко приводит к конфликтам как внутренним, так и внешним.
Потребность в самосознании диктует подростку более пристальное, чем на предыдущих возрастных этапах, внимание к своему «Я», заставляет его разобраться, кто он есть, чем его «Я» отличается от других, в чем неповторимость его «Я». Попытки эти большей частью безуспешны. А самоуничижение, негативный Я-образ, отрицательное отношение к себе тесно связано с девиантным поведением.
Негативное самовосприятие подростков может проистекать из 3 источников:
1. Они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершать личностно-ценные действия, а, наоборот, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.
2. Они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
3. Они не умеют эффективно использовать эго-защитные механизмы, позволяющие снять или смягчить последствия двух первых субъектов опыта.
Основным в психическом развитии в период, переходный от младшего школьного к подростковому возрасту, является возникновение и формирование чувства взрослости.
Д. Б. Эльконин считает, что чувство взрослости является основным новообразованием начала подросткового возраста, именно по его возникновению можно судить о начале нового периода развития. «Чувство взрослости — специфическая для подросткового возраста форма самосознания, социального по своему содержанию» [5, а 306].
Выделение чувства взрослости как основного новообразования начального периода подросткового возраста означает, что вся система воспитательного воздействия должна опираться на чувство взрослости и формировать на его основе социальное сознание, его морально-этическое содержание.
В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Э. Эриксона о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование «идентичности» рассматривается
с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх-Я» и т. п. Самой идентичности, процессу познания самого себя, придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков. Многие исследователи (Донцов И. Л., Кочетов А. И., Колесов Д. Б., Ковалев А. Г., Мягков И.Ф.) подросткового возраста пришли к выводу, что именно подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. И действительно, это возраст становления самостоятельности, формирование чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть слабостей и своей ограниченности, которые нередко только маскирует внешней независимостью и развязанностью в поведении. Именно это противоречие и толкает подростка к работе над собой с целью его разрешения.
Чувство своей неадекватности к предъявляемым требованиям способствует образованию у подростка ассоциативной связи между неприятными, мучительными для него переживаниями и той социальной средой, из которой исходят эти требования. Желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет. Вследствие этого установки группы, на мнение которой подросток ориентируется, и его собственное поведение становятся все более антинормативными, а принадлежность к девиантной группе дает ему новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий. Бывший минус становится в его сознании плюсом, в результате чего уровень самоуважения повышается.
Таким образом, в отношении подростков можно сказать, что им приходится постоянно осуществлять свой выбор, проявлять активность или пассивность, самоконтроль или импульсивность, творчество и максимальную самоактуализацию или уход от реальной действительности в иллюзорно-компенсаторный мир и дезадаптивное поведение.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
2. Боришевский А. В. Теоретические вопросы самосознания личности/ Психологические особенности самосознания подростка. — М.: Высшая школа, 1980. — С. 5−38.
3. Выготский Л. С. Педология возраста / В кн.: Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М.: РПО, 1997. — С. 232−286.
4. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для пед. институтов [Текст] / И. С. Кон.- М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
5. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. — 1971. — № 4.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой