Роль кластерной стратегии в обеспечении устойчивого социально-экономи-ческого развития региона

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 332. 1
РОЛЬ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© О. В. САВИНОВА, Е. В. КОЗИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: olgasavinova@inbox. ru
Савинова О. В., Козина Е. В. — Роль кластерной стратегии в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 422−427. — Стратегия экономического развития региона рассмотрена как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач. Инвестиционный климат региона определяется региональными объективными факторами: ресурсно-сырьевым потенциалом региона, наличием природных ресурсов- трудовым потенциалом, количеством и качеством трудовых ресурсов- производственным потенциалом и внедрения научно-технических достижений в экономику региона. Сделан вывод, что организующей и мобилизующей идеей регионального развития может быть идея создания и функционирования региональных воспроизводственных комплексов, кластеров ориентированных на удовлетворение потребностей жителей данной территории, повышение уровня и качества жизни. Реализация этой концепции может способствовать и повышению инвестиционной привлекательности регионов и созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Ключевые слова: инвестиции, стратегия развития региона, приоритетное направление, кластер.
Savinova O.V., Kozina E.V. — The role of cluster strategy in balancing socially and economical region rising // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 422−427. — Region economical rising strategy examine like events system, directed to realization long-term socio-economic goals of nation progress with an rational regions contribution in decision of this tasks. Investment climate of region depending of objective regional factors: raw materials sources, presence of natural resources, industrial potential, amount and quality of human resources, scientifically-industrial introduction in regional economic. It is known, executing and mobilization idea of regional rising can be developing of regional reproduction complexes, clusters, orientated on people necessity, increase life quality level. This conception realization can promote both investment attractiveness increase, making good region investment climate.
Keywords: investment, regional rising strategy, priority direct, cluster.
Развитие рыночных отношений в России, наряду с другими, выдвинуло проблему регулирования взаимоотношений между федеральными и местными органами власти и управления. Основой происходящих преобразований стало расширение прав и ответственности регионов в решении внутренних проблем набазевозросшейэкономическойсамостоятельности. Данные преобразования значительно изменилихозяй-ственную среду государства и привели к тому, что проблема устойчивого развития регионов стала одной из наиболееактуальныхнароднохозяйственныхпроблем.
Разработкаглубокообоснованнойдолгосрочной стратегии развития экономической системы региона является в настоящее время важной задачей и имеет прямое отношение к текущим ежедневно процессам, когда власти разных уровней вынуждены работать зачастую в экстремальных условиях [1].
Под региональными системами следует понимать «части территории государства, характеризующиеся относительной однородностью социальноэкономических показателей или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействующие с другими частями территории государства и имеющие в обязательном порядке органы управления и/или общие программы развития федерального уровня» [2].
Стратегию экономического развития региона необходимо рассматривать как систему мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этихзадач, определяемогореальнымипредпосылками и ограничениями их развития [3].
Необходимоотметить, чтостратегия социальноэкономического развития регионов будет меняться в
зависимости от политической, экономической и социальной ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся отношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации.
Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к формирующим его регионам. Это объясняется различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, условий вхождения в рыночную экономику, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, темпов трансформации форм собственности и т. д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.
В последние годы увеличилась самостоятель-ностьрегионов, которыенесутвсебольшуюответствен-ность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономи-ческиеусловия, отраслеваяструктура, географическое положение, природно-сырьевыересурсы), такисубъек-тивными факторами — методами регионального управления. Годы экономических реформ показали, что регионы, где используют прогрессивные методы управления своим развитием, подвержены влиянию кризисов в меньшей степени. в сложных условиях выхода из кри-зисаотносительноепреимуществоимели, преждевсего, те регионы, которые применяли адекватные методы и инструменты управления своим развитием.
в отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, развитие сетевых форм организации, увеличение интеллектуальной составляющей в результате любого производства, тотальная информатизация современного общества, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В данных условиях се более актуальным становится поиск новых путей и фактороврегиональногосаморазвития. Саморазвитие регионов должно предусматривать партнерство власти, капитала и населения.
Наряду с макроэкономическими факторами инвестиционный климат того или иного региона определяется региональными объективными факторами: ресурсно-сырьевым потенциалом региона, наличием природных ресурсов- трудовым потенциалом, количеством и качеством трудовых ресурсов- производственным потенциалом, наличием производственных площадей и передовых технологий- емкостью региональных рынков сбыта- уровнем разработки и внедрения научно-технических достижений в экономику региона- уровнем развития и доступностью объектов инфраструктуры.
Важную роль для создания инвестиционного климата региона имеет субъективный фактор, политика местных властей, которая влияет на показатели экономического развития и место региона среди дру-гихрегионовРоссийскойФедерации. Это, преждевсе-го, законодательные инициативы в области инвестирования с предоставлением льгот по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, т. е. использование возможностей, связанных с использованием статьи 66 Налогового кодекса РФ «Инвестиционный налоговый кредит».
Поскольку базовым в обеспечении экономического роста является инновационный фактор, а опорой экономики регионов- лидеров — инновации, постольку политика в экономическом пространстве региона должна носить инновационную направленность, формировать условия для возникновения импульсов роста инновационного типа, что может быть реализовано через систему региональных льгот на техническое перевооружение, увеличение объемов регионального бюджетного финансирования научноисследовательских и опытно-конструкторских работ.
Это и официально провозглашенная и законодательно принятая концепция стратегического развития региона, хотя, какправило, разработкаконцепцииосу-ществляется методологически грамотно, привлекаются ученые вузов, в качестве образца берутся разработки других регионов (и не только России, но и других стран). В официально принятых концепциях в качестве стратегической цели развития во всех регионах ставится повышение качества жизни населения региона, говорится о необходимости привлечения инвестиций и поддержки отечественных производителей, однако регионы резко различаются по уровням экономического развития, о чем свидетельствуют показатели валового регионального продукта на душу населения.
Поэтому главное — это фактически проводимая политика выбора приоритетов и целей развития, поддержки тех или иных проектов, когда правительство выступает гарантом для инвесторов в обеспечении первоначально сложившихся условий инвестирования и стабильности регионального законодательства, или же, наоборот, создает барьеры и препятствия для действий неугодных, вступивших в конфликт с руководством, директоров предприятийибизнесменов, допускает произвол властных структур по отношению к инвесторам (вплоть до конфискации собственности).
Ухудшение инвестиционного климата регионов может вызываться и такими действиями местных властей, которые направлены на защиту функционирующих в регионе предприятий и компаний, приближенных к региональной администрации или оказывающих ей политическую поддержку, от конкуренции со стороны иностранных инвесторов. Созданию благоприятного инвестиционного климата как в целом по стране, так и на уровне регионов препятствует неспособность органов власти обеспечить законность и правопорядок, побороть преступность и коррупцию, произвол чиновников.
Политика местных властей может быть направлена на осуществление таких проектов, которые не являются жизненно необходимыми для региона, но дают возможность заявить о себе на федеральном уровне, войти в историю. В качестве аргументации такой политики используются также утверждения о том, что выделение средств на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы путем введения региональных надбавок нецелесообразно и нерационально, так как «проесть можно все». При разработке программы развития регионов в качестве стратегической цели ставится повышение качества жизни населения региона, однако, когда речь заходит о выделении из регионального бюджета средств на реализацию этой цели, то в качестве приоритетных выступают уже другие цели.
Рассмотрение обусловленности инвестиционной привлекательности регионов политикой местных властей в рамках институциональной теории свидетельствует о важной роли институциональных преобразований и устанавливаемых «правил поведения» в развитии экономики региона. При примерно одинаковых стартовых, объективных условиях регионы имеют различные результаты, в том числе и в зависимости от того руководствуютсялирегиональные правительства национальными региональными экономическими интересами или же во главу угла ставятся собственные корпоративные интересы.
Большинство регионов России на сегодняшний день имеют программы социально-экономического развития. Как правило, данный документ содержит анализ имеющихся в регионе ресурсов, анализ бюджета, перспективы развития, ряд инвестиционных проектов и создается с целью получения средств на федеральные программы, которые финансируются из федерального бюджета. К сожалению, многие региональные программы не находят своего воплощения в жизнь и так и остаются на бумаге. Проблема заключается не столько в качестве разработанных документов, сколько в том, что авторы программ социальноэкономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.
Стратегия социально-экономического развития региона эта некая система политик и мер государственного управления, нацеленных на создание условий для инновационного развития, укрепления позиций региона среди субъектов Российской Федерации и в системе мирохозяйственных связей за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурно-исторического потенциала.
Разработка стратегии устойчивого социальноэкономического развития каждого региона должна исходить из целевых ориентиров, заданных в программ-ныхдокументах федерального уровня: ежегодном По-сланииПрезидентаРоссийскойФедерацииФедераль-ному собранию Российской Федерации- концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия должна определять приоритетные направления социально-экономического развития ре-
гиона и служить основой для мероприятий программы социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, долгосрочных региональных и муниципальных программ, перспективных и крат-косрочныхпрогнозовсоциально-экономическогораз-вития, бюджетов и законодательных инициатив. А так же стратегия устойчивого социально-экономического развития региона должна быть разработана с учетом оценки потенциала региона, анализа конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений.
Среди действенных механизмов реализации стратегии устойчивого развития региона центральную роль должны играть экономические механизмы. Государственное регулирование в данной области должно осуществляться через реализацию экономических функций, ориентированной на цели перехода к устойчивому развитию.
По нашему мнению, устойчивость региона, как субъекта специфических социально-экономических отношений, связанных территориальной организацией общественного производства и представляющих собой особый структурный уровень общенациональной системы производственных отношений, характе-ризуетсявозможностьюобеспечиватьположительную динамику уровня и качества жизни населения, используя для этого новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного, экологического, инновационного потенциала, локализованного на его территории.
То есть, устойчивое развитие региона характе-ризуетсяегоспособностью: во-иервых, удовлетворять общественныепотребности, объективнозакрепленные за ним в результате территориального разделения труда, во-вторых, организовать надежное воспроизводство и внутренний экономический оборот, в-третьих, создаватьсоциальные, ресурсные, экологическиеидр. условия, гарантирующие достойную жизнедеятельность нынешним и будущим поколениям.
Одним из целевых ориентиров стратегии устойчивого социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) является стратегические направления в повышение благосостояния жителей региона. Это означает рост уровня доходов, достижение высоких стандартов личной безопасности доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической безопасности.
Под обобщающий показатель уровня жизни можно понимать валовой региональный продукт на душу населения. По данным официального сайта Пензенской области рост реальных доходов населения к 2021 году при инновационном сценарии развития составит 3,2 раза, а при инерционном — 2,3 раза (по сравнению с 2006 годом). Возрастет уровень образовательных ипрофессиональных компетенцийжи-телей области, повысится качество и доступность образовательных и медицинских услуг, население будет
ориентировано на ведение здорового образа жизни. Сократится уровень заболеваемости, возрастет продолжительность жизни.
Как показывают данные табл. 1, 2 в Пензенской области продолжается естественное сокращение численности населения.
Помимо этого имеются предпосылки ухудшения половозрастной структуры населения области —
доля трудоспособного населения в общей численности жителей снизится с 61,7 процента в 2007 году до 53 процентов к 2020 году, что приведет к сокращению числа занятых в экономике примерно до 560 тыс. чел. (в 2008 году — 668,1 тыс. чел.).
При существующих тенденциях в 2014—2017 годах можно прогнозировать масштабныйкризискадров и опережающий рост заработной платы.
Таблица 1
Родившиеся, умершие и естественный прирост населения Пензенской области*
Всего, чел. На 1000 населения Число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми
Годы родив- шихся умерших Из них умерших в возрасте до 1 года Естественный прирост/ убыль родив- шихся умерших Естественный прирост/ убыль
2005 11 827 25 790 145 -13 963 8,4 18,2 -9,8 12,2
2006 12 122 24 023 128 -11 901 8,6 17,1 -8,5 10,6
2007 13 472 22 447 138 -8975 9,7 16,1 -6,4 10,4
2008 14 141 22 547 111 -8406 10,2 16,3 -6,1 7,9
2009 14 212 21 785 87 -7573 10,3 15,8 -5,5 6,1
*По данным www. gks. ru
Таблица 2
Возрастные коэффициенты смертности (число умерших на 1000 человек соответствующей возрастной группы) Пензенская область*
2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009
Всего умерших мужчин 21,5 19,6 18,3 18,6 18,0 Всего умерших женщин 15,5 15,1 14,3 14,3 14,0
из них в возрасте, лет: из них в возрасте, лет:
0−4 3,4 3,1 3,5 2,3 1,9 0−4 2,7 2,5 2,0 2,0 1,4
5−9 0,5 0,3 0,5 0,2 0,3 5−9 0,3 0,2 0,3 0,3 0,1
10−14 0,6 0,3 0,4 0,5 0,4 10−14 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2
15−19 1,4 1,7 1,4 1,2 1,3 15−19 0,6 0,5 0,7 0,3 0,7
20−24 3,3 2,9 2,9 2,9 2,6 20−24 0,9 0,7 0,7 0,5 0,7
25−29 6,9 5,2 5,5 4,6 4,1 25−29 1,2 1,1 1,0 1,0 1,0
30−34 8,2 7,7 6,4 6,6 7,0 30−34 1,6 1,6 1,8 1,3 1,5
35−39 10,8 9,0 8,1 8,3 6,7 35−39 2,7 2,0 2,0 1,8 1,8
40−44 14,2 11,7 9,8 9,9 9,0 40−44 3,0 2,7 2,2 2,1 2,5
45−49 20,6 16,6 14,8 14,3 12,4 45−49 4,7 3,5 3,6 3,9 3,5
50−54 25,9 21,9 19,9 19,8 19,1 50−54 7,2 5,7 5,2 5,2 5,3
55−59 35,6 30,9 27,5 28,9 26,3 55−59 10,5 9,0 9,2 8,4 7,9
60−64 48,5 42,0 37,9 41,3 39,3 60−64 15,4 14,2 12,5 12,4 12,0
65−69 59,6 56,6 56,0 54,3 54,3 65−69 22,5 22,8 19,6 22,0 20,8
70 и старше 115,6 111,8 103,8 105,7 103,9 70 и старше 81,8 81,2 76,0 74,3 71,2
* По данным www. gks. ru
Как показывают данные табл. 2, снизилась смертность населения трудоспособного возраста с
660,7 (2008 г.) до 628,3 (2009 г.) на 100 тыс. трудоспособного населения.
Как и, в общем, по России в Пензенской области на первом месте среди причин смертности стоят болез-
ни системы кровообращения и смертность от новообразований.
Однако благодаря действующему в области Приоритетному Национальному Проекту «Здоровье», смертность от новообразований снизилась с
211,7 в 2008 году до 210,8 в 2009 году на 100 тыс. на-
селения, От транспортных несчастных случаев смертность снизилась с 28,8 (2008 год) до 24,1(2009 год) на 100 тыс. населения (табл. 3).
Смертность всего населения от заболеваний системы кровообращения сократилась на 2,64% / с 1 тыс. 40,7 (2008 год) до 1 тыс. 13,2 (2009 год) на 100 тыс. населения.
Комплексно решить многие вышеуказанные задачи по повышению уровня жизни населения пен-
зенской области на наш взгляд поможет создание в области инновационного медицинского кластера. На национальном уровне ряд европейских стран избрал кластерный подход организации своей экономической политики. Есть также успешно функционирующие кластеры «Биотехнология и молекулярная медицинская наука», в Вене Австрия и Биомедицинский кластер в Эмилии- Романье, Италия (табл. 4).
Таблица 3
Показатель смертности населения России по основным классам причин смерти*
Тыс. человек Доля (%) в общем числе умерших
1995 2000 2005 2009 1995 2000 2005 2009
Всего умерших 2203,8 2225,3 2303,9 2010,5 100 100 100 100
в том числе от:
болезней системы кровообращения 1163,5 1231,4 1299,5 1136,7 52,8 55,3 56,4 56,5
новообразований 298,7 297,9 287,9 293,6 13,6 13,4 12,5 14,6
внешних причин смерти 348,5 318,7 315,9 224,6 15,8 14,3 13,7 11,2
болезней органов дыхания 108,8 102,1 94,7 79,5 4,9 4,6 4,1 4,0
болезней органов пищеварения 67,8 64,7 93,8 89,0 3,1 2,9 4,1 4,4
некоторых инфекционных и паразитарных болезней 30,5 36,2 39,0 34,1 1,4 1,6 1,7 1,7
прочих болезней 186,0 174,3 173,1 153,0 8,4 7,9 7,5 7,6
* по данным www. gks. ru
Таблица 4
Крупнейшие фармкластеры в мире*
Страна Количество существующих/ запланированных фармкластеров в стране Государственные инвестиции (период 5 лет)
Великобритания ¾ 3 млрд $
Германия 3 900 млн $
США 9 500 млрд $
Франция 18 500 млн $
Китай 2 500 млн $
Австралия 5 2,9 млрд $
* По данным chemrar. ru
Стоит отметить, что Правительство России так жеактивноподдерживаетипоощряетсозданиекласте-ров в рамках регионов. Так в концепции долгосрочного социально-экономическогоразвитияРоссийскойФе-дерации, утвержденной распоряжением Правительства Р Ф от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6−8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах- формирование территориально-производственных кластеров на сла-боосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий».
В октябре 2008 года было Принято решение о разработке областной целевой программы «Развитие кластера биотехнологий в Кировской области». В Алтайском крае с 2009 года действует «Бийский биофар-мацевтический кластер». На Общероссийской фармацевтической конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность 2010: продолжение диалога» в августе 2009 года был пред-ставленпроектсоздания фармацевтическогокластера в Ярославской области. Санкт-Петербург, Калужская и Волгоградская области рассматривают создание медицинских и фармацевтических кластеров как одно из приоритетных направлений региональной экономики.
Актуальность создания высокотехнологичных, инновационных медицинских и фармацевтических
кластеров продиктована условиями, сложившимися на российском рынке медицинских препаратов и медицинской техники.
В настоящее время доля медицинской продукции отечественного производства на рынке составляет менее 25%. Российский рынок медицинской продукции составляет около 400 млрд. рублей. На закупку импортной продукции было затрачено примерно 300 млрд. рублей или около 10 млрд. долларов США. Необходимо отметить, что около 50% лекарственных средств и более 90% медицинских изделий закупаются за счет бюджетных средств. Таким образом, средства Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые на социальные нужды, выводятся из государственного финансового оборота и уходят на поддержку зарубежных производителей. Еще более сложная ситуация в сфере высокотехнологичной медицинской продукции где доля отечественных продуктов составляет около одного процента.
Организующей и мобилизующей идеей регионального развития может быть идея создания и функционирования региональных воспроизводственных комплексов, ориентированных на удовлетворение потребностей жителей данной территории, повышение уровня и качества жизни. Реализация этой концепции может способствовать и повышению инвестиционной привлекательности регионов и созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Трансформация региональной экономической политики и направление ее на саморазвитие, самоорганизацию экономического, социального и экологиче-скогопространства регионовсоздаетвозможность выработки и реализации концепции формирования хозяйственного комплекса регионов, ориентированного не только на развитие материально-производственной сферы, но и на создание условий для воспроизводства самого человека.
Объективную социально-экономическую основу такой ориентации составляет то, что именно на уровнерегионовпротекаютнепосредственныепроцес-сы производства и воспроизводства самого человека в единстве его физической, производственной и социокультурной сторон. И именно регионы должны быть организующей и связующей силой, управляющей воспроизводственными процессами.
С точки зрения сложившейся структуры российской экономической системы формирование таких ре-гиональныхкомплексоввыступаеткакспецифическая социально-экономическая инновация, предполагающая наличие у региональных структур управления инновационных способностей к осознанию значимости и необходимости претворения данной концепции в процессе прогнозирования будущего развития регионов и стратегического планирования.
Создание инновационного медицинского кластера в Пензенской области будет:
1) оказывать позитивное влияние на повышение конкурентоспособности продукции, воздействуя на два основных ее критерия: снижение затрат на переподготовку кадров, консалтинговые услуги и разработку и внедрение новых технологий-
2) решатьсоциальныезадачи, создаваядополни-тельные рабочие места на малых и средних предприятиях которые обслуживают «головные» предприятия кластера-
3) способствовать распространению новых технологий, согласованию уровней и стандартов, организации производства в рамках «вертикали действий». Развиваются не только взаимоотношения между фирмами, но и эффективное взаимодействие профили-рующейотраслиснаукой, образованием, влияющеена стратегию региональных властей-
4) способствовать возникновение новых деловых структур внутри кластера благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации, концентрации и доступности любых необходимых для образования предприятия ресурсов, в том числе информационных-
5) способствовать привлечению инвестиций в экономику региона.
Исходяизвышесказанного, созданиеблагопри-ятного инвестиционного климата региона в аспекте повышения инновационной восприимчивости, разработки и внедрения новых технологий может быть достигнуто как путем повышения уровня и качества жизни всего населения региона (восстановления воспроизводственной и стимулирующей функций), так и приоритетного стимулирования научных работников, способных обеспечить инновационное развитие региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб: Изд. СПбРУЭФ, 1999. 544 с.
2. Щемелинин С. А., Кругликова О. В. Региональная социально-экономическая система: понятие, классификация, структура и основные элементы // http: // www. rusnauka. com.
3. Региональная экономика / Под ред. В. И. Видятина и М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 667 с.
4. Осадчая О. П., Коробкина Е. В. Кластерный подход к повышению конкурентоспособности региона // Пол-зуновский альманах. 2009. № 1.
5. Официальный портал Пензенской Области www. penza. ru
6. Федеральная Служба Государственной Статистики www. gks. ru

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой