Роль государства в поддержке предприятий агротехнического сервиса

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Орипов Абдукахор Абдухамидович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ТГУПБП
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
Исторически аграрная политика ориентировалась на поддержку государства и была основана на концепции паритета. Эта концепция предполагала, что цены, по которым сельхозпредприятия продают товары, — низже, чем цены, по которым приобретаются ресурсы, и поэтому государство субсидировало сельское хозяйство, списывало его долги, брало на себя затраты на сельскохозяйственную науку, мелиорацию и т. д.
В настоящее время сельскохозяйственные предприятия, независимо от форм собственности, более капиталоемкие, и они зависят от других производителей, поставляющих селу ресурсы. Хозяйствам нужны крупные наличные деньги, чтобы финансировать приобретение машин, оборудования, земель и оборотных средств. Высокие процентные ставки легко вызывают убытки или банкротство многих хозяйств.
Сельскохозяйственные предприятия на рынках реализации своей продукции сталкиваются с высокой конкуренцией (завозится более дешевая продукция). Потребляемые ресурсы они обычно покупают в отраслях, которые обладают значительной рыночной властью или в основном импортные (горюче-смазочные материалы, удобрения, запасные части, технику).
Дехкане (фермеры), сбывая свою продукцию, находятся «во власти рынка». Иначе говоря, сельское хозяйство является последним оплотом чистой конкуренции в экономике с иной, несовершенной конкуренцией.
Именно в этих условиях происходит перестройка сельского хозяйства, его становление и развитие. Распад Союза и гражданская война привели сельское хозяйство к кризису. За период 1991—1998 гг. происходило ухудшение мелиоративного состояния земли, её засорение, ухудшилась её обработка. За этот период почти не обновилась техника, часть её
необоснованно продана, а остальная, около 40%, неисправна.1 Ранее существовавшие обслуживающие и снабженческие структуры, финансируемые государством, распались, а новые еще не организованы.
Экономический механизм, в силу недостаточной развитости в нем рыночных элементов и отсутствия государственного регулирования в сфере технического агросервиса, обусловил монополию заводов-изготовителей над потребителями сельскохозяйственной техники.
В условиях рынка и жесткой конкуренции аграрный сектор экономики не может развиваться без государственной поддержки в форме субсидий, льготного кредитования и налогообложения, гарантированных цен и т. д. Меры государственной поддержки и регулирования многочисленны и разнообразны. Именно на данном трудном этапе становления и развития нужно создать систему предприятий технического сервиса на селе.
Таким образом, возникает объективная необходимость государственной поддержки всего сельского хозяйства и особенно вновь создаваемых предприятий системы инженерно-технического обеспечения и кредитования сельскохозяйственных предприятий.
Главное на данном этапе — государство не должно допускать продажу сельскохозяйственной техники предприятиям и предпринимателям других отраслей народного хозяйства. В связи с этим государство должно жестко регулировать экономические отношения на вторичном рынке сельскохозяйственной техники в целях повышения её сохранности. Задача государства и в его лице хукуматов — разработка целевой программы формирования и развития системы хозяйств инженерно-технического сервиса, в том числе вторичного рынка подержанной техники.
Для развития рынка подержанной техники государство должно разработать:
— механизм экономических отношений участников рынка-
— увеличить финансовую поддержку и контроль со стороны региональных органов власти-
— обязательно поддерживать внедрение лизинга подержанной техники как один из перспективных вариантов технического оснащения товаропроизводителей-
— содействовать расширению обмена информацией между участниками рынка-
1 Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2010: Официальное издание Госстатагенства при Правительстве Республики Таджикистан, 2010.
— постепенно увеличивать объемы инвестиций заинтересованных в развитии отношений сторон-
— искать оптимальные схемы взаимодействия при низкой платежеспособности большинства участников рынка.
Другое направление поддержки — участие государства в залоговых операциях. Это существенно расширяет возможности кредитования и снижает риски. Участие государства в залоге осуществляется в форме выделения бюджетных ресурсов и кредитования компенсации затрат на хранение и транспортировку продукции.
Зоной самого пристального внимания государства и разработчиков налоговых законов должно быть сельское хозяйство и сельскохозяйственная техника.
Внедрение единого налогообложения способствовало упрощению системы на селе. Однако размеры облагаемого налога с единицы земель недостаточно обоснованы, и следует пересмотреть критерий их определения, а также уменьшить облагаемый единый налог на сумму капитальных вложений, направленных на приобретение новой техники.
Предприятия технического сервиса, оказывающие услуги сельскохозяйственным предприятиям, необходимо освободить от всех видов налогов, кроме социального и подоходного налога.
В целях улучшения обеспечения сельскохозяйственных предприятий машинами и оборудованием, государство должно развивать лизинговые отношения и поддержать путем выделения пустующих помещений безвозмездно лизинговым фирмам, расширения базы лизинга за счет привлечения средств предприятий, коммерческих банков и бюджетных финансовых ресурсов.
Для расширения сферы лизинга следует предусмотреть в бюджете средства для финансирования лизинговых операций, образования лизинговых коммерческих компаний. Для чего в проект республиканского бюджета, как это делается в России, закладывать выделение финансовых средств на образование и деятельность специальных областных лизинговых фондов для технического обеспечения предприятий аграрного сектора. Проблема заключается в том, что возможности бюджета ограничены и потребности села обеспечить не могут. Данную проблему необходимо решить увеличением финансирования за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе и привлечением к финансированию лизинговых операций кредиторов, коммерческих банков, инвестиционных компаний и частных инвестиций. Государство могло бы на безвозвратной основе выделить освободившиеся помещения баз «Агропромтехснаб» снабженческим организациям для создания лизинговых организаций.
Одним из существенных резервов расширения сферы лизинга является возможность оплаты лизинговых услуг в натуральной форме, в том числе в виде поставок сельскохозяйственной продукции, сырья на основе форвардных сделок под будущий урожай.
Для эффективного использования государственных средств, направляемых на финансирование лизинговых операций, будет создан рыночный механизм их распределения, обеспечивающий конкуренцию претендентов на получение финансовых ресурсов и выявление победителей и предлагающих условия, наиболее выгодные для конечных потребителей. Конечно, лизинговые компании в начальном периоде с учётом спроса будут обеспечивать первоочередные потребности хозяйств и постепенно возвращать бюджету средства, которые использованы, для дальнейшего развития лизинговых отношений в аграрном секторе.
Таким образом, источники поступления средств лизингового фонда и направления его расходования являются связанными, т. е. аккумулированные суммы не могут использоваться на другие цели, кроме специально оговоренных: приобретение техники, запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов.
Средствами лизингового фонда должна распоряжаться и отвечать заинтересованная в развитии аграрного сектора организация, которая могла бы контролировать их использование. Из фонда должны выделяться средства для конкретных целей.
Заемщики средств лизингового фонда должны участвовать в лизинговых операциях и иметь лицензию, работать на возвратной основе, избираться на конкурсной основе. Лизинговую оплату можно установить ниже, чем ставки процента.
Для лизинговых компаний доступ к бюджетным средствам и гарантированная поддержка государства должны быть привлекательнее, чем высокая норма дохода.
Роль государства в поддержке инженерной сферы села должна быть первостепенной, оно не может продолжать политику ухода из сельскохозяйственного производства, полагая, что его могут заменить другие структуры. Никакие частные инвесторы не будут вкладывать ресурсы в убыточное в нынешней ситуации сельскохозяйственное производство, в развитие инженерной инфраструктуры без достаточно убедительной прибыльности для себя. Сегодня государство может и обязано инвестировать село, создать условия, позволяющие остановить окончательный развал инженерной сферы сельскохозяйственного производства, а в последующем обеспечить ее возрождение и развитие. Государство должно создавать условия для того, чтобы сельхозтоваропроизводители стали восприимчивыми к эффективному ис-
пользованию финансовых и материальных ресурсов, вкладываемых в их развитие.
Решение вопросов системы ИТС требует принятия на республиканском уровне ряд мер:
— уравнять налогообложение обслуживающих кооперативов с сельхозтоваропроизводителями, учитывая, что они обслуживают сельхозпредприятия. А так как с сельхозпредприятий взимается единый налог, поэтому необходимо освободить их от налога, так как они являются частью этого производства-
— предусмотреть обязательное выделение из бюджета создаваемым МТС средства на приобретение оборотных средств, зачислив в их уставные фонды в качестве доли государственной собственности-
— изменить порядок обеспечения МТС техникой по лизингу через систему республиканского агроснаба, выделяя средства на эти цели-
— предусмотреть выделение ГСМ на проведение полевых работ через МТС по более низкой оптовой цене, так как МТС работает не на коммерческой основе, что позволит существенно снизить себестоимость продукции-
— обязательно предусмотреть на республиканском уровне датирование нерентабельных видов продукции.
Эти мероприятия не исчерпывающие, но они являются первоочередными.
Так как техника стоит очень дорого. Правительство заинтересовано в оказании поддержки межхозяйственному использованию техники. Поэтому для функционирования кооператива по механизации, государство должно субсидировать оплату услуг координатора кооператива, предоставлять льготные займы и субсидии для его расширения. Организовать курсы для участников кооператива, создать предприятия, разрабатывающие нормативы и тарифы. Немаловажное значение для повышения технической обеспеченности новых предприятий и завоза импортной техники имеет предоставление государством налоговых льгот.
В июне 2004 года Правительством освобожден от НДС ряд видов завозимой сельскохозяйственной техники. Это ускорит процесс повышения технической оснащенности предприятий. Однако, на наш взгляд, нужно и дальше расширять список техники, освобождаемой от НДС, а также освободить от обложения таможенной пошлиной импортную технику.
О государственной поддержке сельских кредитных кооперативов хотим отметить, что предоставление бюджетных средств для поддержки сельхозтоваропроизводителей через кредитные кооперативы осуществляется, как правило, в кризисных ситуациях.
Ограниченность государственных ресурсов в эти периоды требует исключения возможных их потерь. Кризисные условия производства обусловливают повышение риска невозвратности кредитных ресурсов, предоставляемых индивидуальным заёмщикам. Кредитный кооператив с солидарной субсидированной ответственностью участников снижает риск невозвратности займов до минимума. В этих условиях деньги государства своевременно возвращаются в казну и, прирастая из года в год, обеспечивают увеличение финансовой базы государственной поддержки, укрепляя технический потенциал аграрного сектора экономики в последующие периоды. Значит, это выгодно и сельхозтоваропроизводителям и государству.
В нашей стране, в переходный период экономического развития, условия предоставления кредитов недостаточно учитывали увеличение риска невозвратности предоставляемых ресурсов в кризисных условиях. Ужесточение требований для повышения гарантии возврата кредитов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям на льготных условиях, привело к резкому снижению их доступности. В современных экономических условиях это исключает возможность осуществления даже простого воспроизводства в большинстве хозяйств, приводит к дальнейшей поляризации уровня хозяйствования, прямому разрушению материальной основы сельскохозяйственного производства.
Через организацию кредитных кооперативов доступ к государственным кредитным ресурсам получит большая часть дееспособных сельхозтоваропроизводителей. В связи с этим и большая доля основных средств сельскохозяйственного назначения будет включена в полноценный производственный процесс, сохранится и расширится материально-техническая база производственного обеспечения в регионе и в стране в целом.
Список лгг ерат уры:
1. Базаров Ш. Ш. Экономические основы организации технического агросервиса -Душанбе: ТАСФЭГО, 2000.
2. Назаренко В. И., Попцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. -М.: Информагробизнес, 1996.
3. Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2010: Официальное издание Госстатагенства при Правительстве Республики Таджикистан, 2010.
А.А. Орипов
Роль государства в поддержке предприятий агротехнического сервиса
Клочевые слова: сегьское хозяйство, государственная поддержка, продажа и распределение т ехники, рынок подерж анной т ехники, налоговое регулирование, лизинг и лизинговые от ношения
В данной статье рассмаг ривает ся вопрос о нынешнем сост оянии сегьского хозяйства Республики Таджикистана, а также появляющиеся проблемы в сиг еме т ехнического агросервиса в период перехода на рыночные от ношения. В условиях рынка для развит ия сисг емы т ехнического агросервиса государсг венное регулирование является объективной необходимостью. Для чего необходимо развиват ь государсг венную поддерж к у в облает и льгот ног о кредит ования и налогообложения, не допускать продажу сельхозтехники другим отраслям, развитие лизинговых отношений и рынка подержанной техники, создавать систему предприятий по техническому сервису сельскохозяйственной техники, создание кредит ных кооперат ивов и др.
A.A. Oripov
The Role of the State in Supporting Agrotechnical Service Enterprises
Key words: agriculture, state support, sale and distribution of technique, second-hand technique market, tax regulation, leasing and leasing relations
The article dwells on the present state of agriculture in Tajikistan Republic- the problems dealing with the system of technical agroservice in the period of transition to market relations being touched on as well. The development of the abovementioned system under market conditions needs state regulation dictated by objective urgency. So, it is necessary to develop state support in the sphere of privileged taxation and crediting, not to admit agricultural technique to be sold to other branches, the latter shouldn'-t be used for leasing relations or enter second-hand market- one must create the system of enterprises in pursuance with a technical service of agricultural equipment, crediting cooperatives and etc.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой