Механизм интеграции эколого-социальной сбалансированности регионального развития в систему регионального управления

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы


Т В. ШАБУНИНА
Тамара Владимировна III. 1/& gt- Л111 111.1 — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАЙ.
В 1970 г. окончила Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина.
Автор более 30 работ.
Сфера научных интересов — региональная экономика, устойчивое развитие.
^ ^ ^
МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ Э КОЛ О ГО-СО Ц И АЛ Ь Н О Й СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМУ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Совершенствование управления социально-экономическим развитием региона предполагает сбалансированное развитие экономической, социальной и природной систем. Анализ существующих на-учно-методических и практических документов по региональному социально-экономическому развитию субъектов Северо-Западного федерального округа, выполненный в Институте проблем региональной экономики РАН в рамках Комплексного проекта социально-экономического развития макрорегиона «Северо-Запад» [3], показал, что в большинстве из них отсутствует экологическая составляющая, а в разработанных концепциях экологических политик этих субъектов анализируется состояние окружающей среды, обосновываются меры природоохранного характера без учета человеческого фактора. Такая ситуация характерна и для других субъектов РФ. Безусловно, необходимы научно обоснованные меры по изменению сложившегося положения.
При разработке региональными органами управления экологической политики возникает ряд проблем. Это, прежде всего, недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических вопросов, проблемы финансирования, управления, деятельности природоохранных органов и т. д. Для качественной разработки региональной политики необходим учет социально-экономической, технико-технологической и экологической обстановки на местах, учет интересов местного населения. Кроме того, существует ряд нерешенных теоретических проблем обеспечения развития экологизации социальной сферы, таких как: формирование социальной политики с учетом экологических аспектов на государственном, региональном и муниципальном уровнях управления- разработка теории и методологии экологизации социальной сферы как составляющей качества жизни и потенциала социо-эколого-экономической сбалансированности регионального развития- теоретические и методологические проблемы оценки риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды- формирование и развитие экологической культуры населения, представителей власти и бизнеса на основе экологического образования, воспитания, просвещения, подготовка управленцев нового типа с высоким уровнем экологического сознания, мышления и поведения- разработка инновационной социокультурной стратегии регулирования туристической деятельности.
Процесс интеграции эколого-социальной сбалансированности регионального развития в систему регионального управления предполагает разработку системы показателей, на основе которых можно было бы разработать интегральный социо-эколого-экономический индикатор, позволяющий судить о степени сбалансированности развития. М ежд народными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы сбалансированного развития, при этом выделяются два подхода:
ГРНТИ 06. 61. 33 © Т. В. Шабунина, 2012
1) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно было бы судить о степени сбалансированности социально-экономического развития-
2) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты сбалансированного развития (чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие показатели: экономические, экологические, социальные, институциональные).
Наиболее распространенными методами интегрированной оценки возможностей регионов являются рейтинговые либо ранговые характеристики на основе процедур объединения показателей, характеризующих социо-эколого-экономические возможности региона (блоки экономического, социального и экологического развития). По каждому блоку определяется общий индекс развития, на основе таких индексов выводится интегрированный индекс сбалансированности развития региона. При этом важным моментом является выбор формы построения обобщающего показателя.
Наиболее часто индикаторы сбалансированного развития выражаются в форме среднеарифметического частных индикаторов. Однако при использовании среднеарифметической формы построения обобщающего показателя при снижении социально-экономических индикаторов и повышении экологических возможно нивелирование угрожающей ситуации, поэтому мы рекомендуем использование среднегеометрической величины. Такое построение обобщающего показателя позволяет отразить значимость каждого из учтенных компонентов социальной, экономической и экологической систем в сбалансированном региональном развитии [1]. Изменение любого из частных индикаторов приводит к изменению значения обобщающего показателя и фиксирует изменение сбалансированности состояния региона.
Наличие интегрального социо-эколого-экономического индикатора было бы идеальным для лиц, принимающих решения, с точки зрения учета экологического фактора в развитии региона, страны. Однако в силу методологических и статистических проблем, сложностей расчета общепризнанного в мире интегрального индикатора пока еще нет. При принятии управленческих решений, способствующих социо-эколого-экономической сбалансированности регионального развития, не менее важны оценка ущерба для здоровья населения от загрязнения окружающей среды и оценка социально-экологических рисков. Однако на сегодняшний день в федеральных программах «Здоровье», «Здоровье работающего населения России на 2004−2015 годы», а также в региональных программах и планах, разработанных на их основе, пока еще отсутствуют мероприятия по оценке и устранению влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
Общая методология оценки риска здоровью достаточно хорошо отработана. Вместе с тем существует множество теоретических и практических проблем, связанных с реализацией этой методологии. В рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается определять риск как ожидаемую частоту нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя, с учетом основных индикаторов здоровья населения [2]: ожидаемая продолжительность жизни- смертность- показатели физического развития детей- заболеваемость. Ввиду широкого разнообразия условий проживания в регионах этот перечень необходимо дополнить показателями, позволяющими сравнивать территории и оценивать динамику состояния здоровья населения и среды обитания.
В процессе интеграции эколого-социальной сбалансированности регионального развития в систему регионального управления немаловажная роль принадлежит формированию экологической культуры населения, включающей развитие экологического образования, экологического воспитания, экологического просвещения. В сфере государственного управления в области формирования экологической культуры необходимо осуществить: разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления- создание координационного общественного совета по вопросам формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения- разработку и внедрение системы показателей — количественных критериев эффективности проводимой исполнительными органами государственной власти региона политики- привлечение руководителей исполнительных органов государственной власти региона, рядовых сотрудников к мероприятиям по формированию экологической культуры.
Для финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры необходимо привлекать бюджетные и внебюджетные средства, поддерживая предпринимательскую деятельность, направленную на формирование экологической культуры, создавая условия для стимулирования благотворительности в области формирования экологической культуры.
В системе экологического образования в регионе целесообразно: включить в образовательные программы всех этапов системы непрерывного образования (от детского сада до последипломного образования) модульные программы экологической направленности- использовать эколого-образовательные и социально-экологические проекты и программы в системе формального и неформального образования для привлечения интереса подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей- создавать эколого-образовательные и просветительные центры на базе ведущих высших учебных заведений, Домов творчества юных, школ, лицеев, гимназий экологического профиля, общественных организаций, особо охраняемых природных территорий, крупных промышленных предприятий- создавать телевизионные программы на региональном канале, раскрывающие взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния природы и человека- издавать региональные журналы, газеты, буклеты, рекламную продукцию по экологической проблематике и распространять ее среди населения.
Современное состояние экологического просвещения и образования, сложившееся в последние годы в нашей стране, свидетельствует о недооценке российским обществом и государством его значения в обеспечении эколого-социального сбалансированного развития субъектов РФ. После реформирования государственных структур в рамках административной реформы ни Министерство образования и науки РФ, ни Министерство природных ресурсов РФ не включили в свои структуры специальные отделы (департаменты), в задачу которых входила бы деятельность в области экологического образования и просвещения. В связи с этим возникает необходимость общественным организациям принять на себя эту функцию государства на основе партнерского взаимодействия со всеми структурами, которые действуют в области формирования общественного сознания — средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями, рекламными агентствами, организациями в сфере науки, культуры и образования, религиозными организациями.
Интеграция эколого-социальной сбалансированности регионального развития в систему регионального управления предусматривает развитие экологического туризма. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1%). Экологический туризм может обеспечить дополнительные рабочие места, стабильно высокие доходы населения и сохранить в неприкосновенности дикую природу России. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов.
К числу основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующих реализации ее туристского потенциала (в том числе экологического), можно отнести: низкий уровень развития туристской инфраструктуры- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров- недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Преодоление указанных отраслевых ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства, которое в настоящее время носит фрагментарный характер и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. На сегодняшний день отдельные регионы Российской Федерации, обладающие рекреационным потенциалом, не имеют целевых программ по развитию туризма. Соответственно, не определен заказ туристской отрасли на товары и услуги в смежных отраслях экономики. Разделы, касающиеся развития инфраструктуры и туристских услуг, не включены в региональные и отраслевые программы.
Минимизация указанных рисков и негативных факторов возможна за счет механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства, рационального использования региональных бюджетных средств. Развитие сферы туризма в регионе, в том числе и экологического, позволит повысить конкурентоспособность российского туристского рынка, удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, создать условия для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития инфраструктуры отдыха
и туризма, а также создать дополнительные рабочие места и обеспечить занятость населения. Кроме того, развитие экологического туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам страны (в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов и в значительной степени ориентирован на использование возобновляемых ресурсов).
Таким образом, интеграция эколого-социальной сбалансированности регионального развития в систему регионального управления предполагает разработку концепций, проектов и программ, предусматривающих экологизацию здравоохранения (улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения на основе снижения экопатологии- разработка экологически безопасной медицинской аппаратуры для диагностики и лечения- разработка медицинской аппаратуры для диагностики и лечения экопатологий) — формирование экологической культуры (развитие экологического образования- экологического воспитания- экологического просвещения) — развитие экологического туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаркавая В. Г. Методика интегрированной оценки устойчивости развития регионов (на примере областей Республики Беларусь) // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2007. № 4. С. 59−65.
2. Макроэкономическая оценка издержек для здоровья населения России от загрязнения окружающей среды. М.: Институт Всемирного банка, Фонд защиты природы, 2002. 32 с.
3. Экологические аспекты социальной политики: отчет по Комплексному проекту социально-экономического развития макрорегиона «Северо-Запад». СПб.: ИПРЭ РАН, 2010.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой