Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений с участием несовершеннолетних

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Юридические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Цевелева Ирина Вячеславовна
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье рассматривается вопрос об особенностях использования психологических знаний в процессе расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних. Проанализированы основные формы использования психологических знаний и психологов в качестве экспертов и специалистов в данной категории дел. Представлены различные точки зрения на возможности использования специальных знаний в процессе расследования преступлений с участием несовершеннолетних. Адрес статьи: www. gramota. net/materials/172 014/12/37. html
Статья опубликована в авторской редакции и отражает точку зрения автора (ов) по рассматриваемому вопросу.
Источник
Альманах современной науки и образования
Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (90). C. 128−130. ISSN 1993−5552.
Адрес журнала: www. gramota. net/editions/1. html
Содержание данного номера журнала: www. gramota. net/materials/1 /2014/12/
© Издательство & quot-Грамота"-
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www. gramota. net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: almanaс@. gramota. net
УДК 343. 95 Юридические науки
В статье рассматривается вопрос об особенностях использования психологических знаний в процессе расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних. Проанализированы основные формы использования психологических знаний и психологов в качестве экспертов и специалистов в данной категории дел. Представлены различные точки зрения на возможности использования специальных знаний в процессе расследования преступлений с участием несовершеннолетних.
Ключевые слова и фразы: специальные психологические знания- судебно-психологическая экспертиза- несовершеннолетний- заключение эксперта- справочно-консультационная деятельность психолога в процессе расследования уголовных дел.
Цевелева Ирина Вячеславовна, к. психол. н., доцент
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет tseveleva21@mail. ru
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (c)
Подростковый возраст считается одним из самых трудных и кризисных среди всех детских возрастов. В подростковый период развития личности на фоне физиологического созревания организма подвергаются изменениям, возникают и формируются психологические свойства и процессы, активно развивается социальная сторона личности. Все вышеперечисленное сказывается как на поведенческой, так и на собственно психологической стороне личности подростков и, в конечном счете, определяет специфику взаимодействия с ними.
При расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних в качестве обвиняемых, подозреваемых и в качестве свидетелей, потерпевших должны учитываться особенности личности, которые отличают всех несовершеннолетних от взрослых, а также некоторые черты, характерные именно для подростков, в частности это касается мировосприятия, особенностей межличностного общения, возможных акцентуаций характера и др. Необходимо учитывать и особенности влияния микросреды на появление деликвентного или криминального поведения подростка, так как мотивация такого поведения зачастую исходит из ближайшего окружения подростка и носит характер аддикции (психологической зависимости) [3].
Таким образом, знание психологических особенностей подростков, педагогических основ взаимодействия с ними будет способствовать более эффективному расследованию преступлений, а также являться составной частью процесса профилактики и предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними. В тех случаях, когда участниками уголовного судопроизводства становятся несовершеннолетние и малолетние потерпевшие и свидетели, специальные медико-психологические знания необходимы для сведения к минимуму и недопущения отрицательного воздействия на психику несовершеннолетнего особенностей проведения расследования преступления и судебного разбирательства.
Если проанализировать современное состояние психологии и педагогики, то можно предположить, что в процессе расследования преступлений и рассмотрения уголовного дела с участием несовершеннолетних в суде необходимо использование специальных знаний из следующих отраслей психологии: психологии личности, юридической, возрастной, социальной психологии, а также психопатологии. Также, на наш взгляд, необходимы знания из специальных отраслей медицины, касающихся физиологического развития в пубертатный период, и педагогики как науки о воспитании и обучении [6].
Основной целью использования знаний о психологических, педагогических и медицинских особенностях несовершеннолетних является необходимость установления значимых по делу обстоятельств, обеспечения правильного воздействия на формирующуюся личность подростка, недостаточно адаптированную к экстремальной для нее ситуации уголовного судопроизводства [4].
Формы использования специальных знаний при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних определены Уголовно-процессуальным кодексом [7], уголовно-процессуальной наукой и практикой.
Существуют различные точки зрения при ответах на вопрос о формах использования специальных знаний, так, по мнению А. П. Гуськовой, это может быть психологическая экспертиза или участие психолога как специалиста при допросе несовершеннолетнего [2].
Ф. С. Сафуанов, В. Л. Васильев полагают, что специальные знания в уголовном судопроизводстве можно использовать в трех формах, а именно при производстве судебной экспертизы, путем привлечения специалиста при производстве следственных действий, а также в виде справочно-консультационной деятельности специалиста [1- 5].
С. В. Тетюев, анализируя формы использования психологических знаний в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних, помимо вышеуказанных форм выделяет еще две — это использование
© Цевелева И. В., 2014
ISSN 1993−5552
Альманах современной науки и образования, № 12 (90) 2014
129
дознавателем, следователем, прокурором, судьей, адвокатом собственных психологических знаний и анализ характеристик на несовершеннолетних с места их учебы [6].
Анализируя возможности психологии в деятельности по расследованию преступлений, также можно выделить такие методы использования психологических знаний как составление психологических портретов правонарушителей, социометрия (референтометрия), которые можно использовать для определения статуса лица в преступной группе, определения лидера.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает такие формы использования специальных знаний как заключение и показания специалиста, в том числе показания эксперта-психолога, полученные в ходе его допроса [7].
Традиционно формы использования специальных знаний разделяют на две группы — процессуальные и непроцессуальные. К процессуальным формам принято относить производство судебно-психологических (комплексных психологических) экспертиз, допрос эксперта-психолога по данному им заключению, участие специалиста-психолога в следственных действиях с участием несовершеннолетних, заключение специалиста-психолога. Непроцессуальными формами использования специальных знаний считаются консультативно-справочная деятельность психолога или иного специалиста и использование собственных знаний в области психологии, педагогики и медицины следователем, прокурором, судьей, адвокатом [4].
Одной из основных и наиболее распространенных форм использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, является судебно-психологическая экспертиза. Судебно-психологические экспертизы, как правило, классифицируют по характеру вопросов, решаемых при их производстве, в частности выделяют:
• судебно-психологическую экспертизу способности несовершеннолетнего, привлекаемого в качестве обвиняемого или подозреваемого, с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, полностью осознавать характер и общественную опасность собственных действий и управлять ими-
• судебно-психологическую экспертизу особенностей влияния индивидуально-психологических свойств личности несовершеннолетнего на его поведение во время совершения преступления-
• судебно-психологическую экспертизу способности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, отражающие сущность уголовного дела, и давать о них правильные показания-
• судебно-психологическую экспертизу способности несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление-
• судебно-психологическую экспертизу мотивации криминального поведения несовершеннолетних, привлекаемых в качестве обвиняемых или подозреваемых, а также мотивации их показаний по расследуемому делу-
• судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних членов преступной группы с целью установления социально-психологической структуры группы-
• посмертную судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних-
• судебно-психологическую экспертизу аффективного поведения несовершеннолетнего [5].
К сожалению, как показывает практика, сложными для следователей являются не только формулировка вопросов для судебно-психологической экспертизы, но и понимание и оценка ее выводов, часто для разъяснения выводов судебно-психологической экспертизы проводится допрос эксперта-психолога. Допрос эксперта следователем или судом осуществляется после того, как эксперт представил свое заключение либо сообщение о невозможности дать заключение [1].
Основания для допроса эксперта могут быть теми же, что и для производства дополнительной экспертизы — недостаточная ясность или неполнота заключения эксперта. Но, в отличие от дополнительной экспертизы, при допросе эксперта устно разъясняется или дополняется данное им заключение без проведения дополнительных исследований, поэтому допрос эксперта можно рассматривать как дополнительную форму использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних.
Следующей формой использования специальных знаний является участие специалиста в производстве следственных действий. Данная форма предполагает использование его знаний для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, для снижения негативного воздействия атмосферы расследования на психику несовершеннолетнего. Так, например, при допросе несовершеннолетнего знание специалистом-психологом особенностей восприятия, запоминания, воспроизведения подростка будут способствовать лучшему установлению контакта между допрашивающим и несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, помимо этого, специалист способствует охране прав и законных интересов несовершеннолетнего и снятию психического напряжения. Участвуя в следственных действиях, специалист помогает следователю не только получить, но и правильно оценить информацию, исходящую от несовершеннолетнего, определить оптимальные условия для проведения следственных действий [4].
Одной из новых и наименее распространенных форм использования специальных знаний в расследовании преступлений с участием несовершеннолетних является заключение специалиста, которое представляет
собой письменное рассуждение с анализом и выводами по вопросам, сформулированным сторонами специалисту. В отличие от судебно-психологической экспертизы, дача заключения не предполагает проведения исследования, цель заключения, как правило, заключается в оценке результатов судебно-психологической экспертизы, каких-либо поступков, действий несовершеннолетнего, возможно, в разъяснении терминологии, которую использовали эксперты.
Консультативно-справочная деятельность специалиста-психолога представляет собой информирование следователя или суда о наличии и особенностях психических явлений, свойств, состояний несовершеннолетнего, а также рекомендацию наиболее оптимальных способов взаимодействия с подростком и его окружением. Также данный вид деятельности может быть использован при решении вопроса о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы, формулировании вопросов перед экспертом, планировании отдельных следственных действий.
Использование консультативной помощи психолога возможно при составлении характеристики, в данном случае, как правило, используется помощь психолога из образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетний [Там же].
Как показывает практика расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних, психолог необходим при производстве предварительного расследования и судебном рассмотрении каждого такого дела, так как собственных психологических знаний сотрудников правоохранительных органов не хватает. В последние годы активно разрабатывается вопрос о ювенальной юстиции, институт которой предполагает рассмотрение уголовных дел с участием несовершеннолетних и, соответственно, специальную подготовку лиц, участвующих в расследовании таких правонарушений и преступлений и их судебном рассмотрении. Однако в настоящее время проблема могла бы быть решена за счет специальной подготовки и обучения юристов, непосредственно занимающихся расследованием преступлений с участием несовершеннолетних, в рамках повышения квалификации или дополнительного психолого-педагогического образования.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что все формы использования специальных знаний в расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних имеют одинаково важное процессуальное значение. Использование специальных знаний в процессе расследования зависит от уровня собственных знаний лиц, организующих расследование, и наличия возможностей привлекать специалистов.
Основной задачей юридической психологии и криминалистики должно стать внедрение специальных психологических знаний в процесс расследования преступлений с участием несовершеннолетних. Привлечение психологов в процесс расследования будет способствовать повышению его эффективности и качества, снижению негативных последствий для психики несовершеннолетних его участников, профилактике возможных рецидивов криминального поведения подростков.
Список литературы
1. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2009. 640 с.
2. Гуськова А. П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в российском уголовном судопроизводстве: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИГ «Юрист», 2002. 160 с.
3. Кудака М. А., Сборцева Т. В. Характеристика модели прогнозирования возможных рисков аддиктивного поведения подростков в педагогически организованной среде // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (87). C. 62−63.
4. Курмаева Н. А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: дисс. … к.ю.н. Саранск, 2010. 236 с.
5. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза. М.: Юрайт, 2014. 421 с.
6. Тетюев С. В. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних / под ред. д.ю.н., проф. А. В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2009. 336 с.
7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4921.
FORMS OF USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN INVESTIGATION OF CRIMES WITH INVOLVEMENT OF JUVENILES
Tseveleva Irina Vyacheslavovna, Ph. D. in Psychology, Associate Professor Komsomolsk-on-Amur State Technical University tseveleva21 @mail. ru
In the article the issue of the peculiarities of the use of psychological knowledge in the process of the investigation of criminal cases with the involvement of juveniles is considered. The main forms of the use of psychological knowledge and psychologists as experts and specialists in this type of cases are analyzed. Different points of view on the possibilities of the use of special knowledge in the process of the investigation of crimes with the involvement of juveniles are presented.
Key words and phrases: special psychological knowledge- psychological expertise in court- juvenile- expert findings- reference and advisory activity of psychologist in process of investigation of criminal cases.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой