Функциональная семантико-стилистическая категория гипотетичности в английских научных текстах

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Германские языки
Страниц:
237
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Развитие коммуникативно-функционального направления в языкознании последних лет предопределяет выделение и обоснование различного рода Функциональных категории как инструментов анализа языковой системы в процессе ее употребления в различных сферах человеческой деятельности и общения. Функциональные исследования, осуществляемые в рамках коммуникативном лингвистики, лингвистики текста, Функциональной грамматики, прагмалингвистики и Функциональной стилистики, характеризуются вниманием ученых-лингвистов к процессам реальной коммуникации и, следовательно, ее продуктам-текстам, а также признанием в качестве основополагающего тезиса о функционировании как сущностном признаке языка.

В русле функциональных направлении лингвистическом науки находятся теория лексико-грамматических полей (Е.В. Гулыга, Е.И. Ыен-дельс, В. К. Гречко, Г. С. Цур и др.), функциональный синтаксис (Г. А. Золотова), теория языка как социально-семиотическои системы (М.А.К. Halliday, R. Hasan, J. Ure, J. Ellis), а также Функциональная грамматика (Д.В. Бондарко, Н. А. Слюсарева, В. Н. Ярцева, В. Г. Гак, М.А. Ыеля-кин, В. М. Насилов, В. М. Алпатов и др). Всех их объединяет исследование семантико-функциональных связей языковых единиц различных уровней в пределах высказывания как текстовой единицы (А.В. Бондарко) и текста (М.А.К. Hal1iday). Семантико-функциональные связи разноуровневых языковых единиц изучаются в рамках функционально-семантических категории (ФСК).

ФСК — центральное понятие Функциональной грамматики А.В. Бон-дарко /39−40/ - представляет собой объединение разноуровневых языковых средств на основе выражения общего для них грамматического значения, восходящего, в свою очередь, к той или инои понятиинои категории и структурированных по принципу поля. Данные поля ориентированы, главным образом, на грамматические значения системы языка, характеризуют, прежде всего, его структуру и описывают, следовательно, строи языка, т. е. его потенциальную коммуникативность.

Исследование языка в процессе реальной коммуникации с учетом широкого внеязыкового контекста общения требует выделения и изучения категории более широкого (по сравнению с ФСК) Функционально-коммуникативного плана, а именно — категории Функционально-стилистических, текстовых.

Попытки обоснования такого рода категории предпринимаются на материале различных языков и разных Функциональных стилеи (см., например, работы В. К. Гречко, В. Г. Гака, И. Р. Гальперина, Т. В. Матвеевой, Н. Д. Лобановой и И. П. Слесаревои и др.).

Разработке теории Функциональных семантико-стилистических категории (ФССК) посвящены статьи М. Н. Кожинои, в которых определяются сущность данных категории, критерии их выделения и обоснования и дается примерным перечень ФССК применительно к научным текстам. Каждая из ФССК & quot-представляет собой сложившуюся систему разноуровневых языковых средств, взаимосвязанных функционально-семантически на текстовой плоскости (в той или инои группе текстов, Функциональном стиле), т. е. выполняющих единую коммуникативную функцию, обладающих единым значением и, кроме того, составляющих полевую структуру (с центром и перифериен)& quot-/77−78,109/. Так как ФССК связаны с употреблением языка в реальных процессах общения и функционируют в целом тексте, они воплощают коммуникативным, динамическим подход к изучению языка и являются текстовыми категориями особого типа. Категории подобного плана только начинают разрабатываться в современном языкознании, хотя подходы к ним уже имеются в лингвистическом литературе. Так, например, в ряде работ Е. С. Троянской, 0. К. Кудасовои, М. Б. Воробьевой, Н. А. Александровой, В. В. Кускова и др. рассматриваются средства выражения оценки, эмоциональности, гипотетичности в некоторых типах текста. Близки к ФССК акцентности (описанном, в частности, в диссертации Т. Б. Ивановой на материале русских научных текстов), акцентуаторы немецкого языка в работах И. И. Суцинского (2265 227), явление под названием & quot-принцип приоритета& quot- М. Б. Бергельсона и Д. Е. Кибрика /30/, а также в известном смысле понятие мета-текста Д. Вежбицкои /53/.

Однако в указанных исследованиях не ставится вопрос о категориальном статусе рассматриваемых явлении, отсутствует Функционально-стилистическии аспект типологии речи (он представлен, как правило, материалом одного жанра) и аспект полевого структурирования. В данных работах содержатся наблюдения по существу единого явления, которое требует всестороннего теоретического обоснования и детального изучения. Ближе рсег’о подошел к определению ФССК В. К. Гречко, развивая концепцию грамматического поля применительно к разным Функциональным системам /74/.

Актуальность темы диссертации — в обосновании и описании еще не изученной и не структурированной функциональной семантико-сти-листическои категории гипотетичности (применительно к англииским научным 'текстам), исследование которой обусловлено развитием Функциональной лингвистики. Она определяется необходимостью и целесообразностью выделения и описания в языкознании таких категории, которые максимально воплощают принцип Функциональности в исследовании языка и служат наиболее эффективными инструментами изучения особенностей употребления языка в различных сферах человеческой деятельности и общения, т. е. в различных типах текста, а также позволяют осуществить глубокий анализ содержательно-структурной организации целого научного произведения. Только изучение целого научного текста, а именно, закономерностей его построения и развертывания может вскрыть Фундаментальные, & quot-стратегические"- принципы текстообразования. Актуальность нашего исследования состоит также в том, что не вполне еще изучены экстралингвистические стилеобразующие факторы научного текста и их роль в динамике текстообразующеи деятельности, в том числе и в Формировании ФССКгип, в связи с чем возникает необходимость рассмотрения гипотетичности в качестве неотъемлемого свойства научного мышления и компонента научного знания, формирующегося в ходе познавательной деятельности ученого.

Днализ’обширного текстового материала показывает, что данные языковые средства выражения гипотетичности образуют в тексте систему и связаны между собой семантически — на основе выражения общего значения, функционально — на основе выполнения едином коммуникативном функции и стилистически — с учетом целей и задач научной коммуникации и особенностей данной речевой разновидности. Разноуровневые языковые средства выражения гипотетичности взаимодействуют в тексте таким образом, что образуют особую Функциональную семантико-стилистическую категорию гипотетичности.

Новизна нашего исследования заключается, следовательно, в том, что в нем впервые в лингвостилистике на материале англииских научных текстов подвергаются специальному исследованию средства выражения гипотетичности, определяется и обосновывается с учетом экстралингвистических стилеобразующих Факторов научного функционального стиля ФССКгип, описывается полевая структура данной категории и выделяются два ее микрополя, подчеркивается значимость ФССКгип именно для научного текста, а также анализируется ее роль и место в построении и развертывании целого научного произведения.

ФССКгип, рассматриваемая в динамическом аспекте выступает как Фундамент научного текста и эффективным инструмент анализа стратегии текстообразования. В данной работе? зши-ж (c)^ впервые предпринимается попытка сопоставить ФССКгип и ФСК модальности (с учетом различных критериев их выделения) и соотнести ФССКгип со стилевом чертой некатегоричности научного изложения, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Цель настоящей работы — обоснование возможности и необходимости выделения особом функциональном семантико-стилистическои категории гипотетичности, связанной с законами научного мышления и текстообразования, которая может служить в качестве инструмента для более глубокого, чем только денотатныи анализ, исследования смысловой структуры целого научного текста- одной из целей является и попытка введения этого понятия в научный обиход исследовании по стилистике текста и его типологическом интерпретации.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие конкретные задачиа

1. Доказать закономерность выделения и обоснования ФССКгип применительно к научной речи (тексту) обусловленностью ее экстра-лингвистическои основой последней, в частности, своеобразием научного мышления, природой знания и отсюда — текстообразования.

2. Определить и конкретизировать семантическое содержание исследуемом категории.

3. Выявить средства выражения ФССКгип в научных текстах и структуру этой категории, а именно! распределить выявленные средства на основании двух критериев — Функционального семантико-стм-листического и количественного — относительно центра и периферии ФССполя гипотетичности? с учетом результатов анализа текстового материала в рамках поля гипотетичности выделить возможные микрополя и определить средства их выражения.

4. Рассмотреть ФССКгип не только в статическом аспекте — как систему разноуровневых языковых средств общего значения и функции, но и в динамическом аспекте — как Фундамент содержательно-струк-турнои организации целого научного произведения, определяющим стратегию текстообразования и, следовательно, как инструмент анализа и интерпретации целого научного произведения.

5. Провести сопоставительный анализ ФССКгип и ФСК модальности и определить основные различия между ними.

6. Определить, в каких интерпретационных планах интерпретаци-онно--смысловои модели (ИСМ) научного текста и в каких & quot-потоках"- излагаемого научного знания — онтологическом, аксиологическом, методологическом — реализуется ФССКгип и каковы функции данной категории в научном тексте.

7. Соотнести ФССКгип со стилевои чертой некатегоричности научного изложения и обосновать специфичность этой категории для научных текстов и научного функциональног о стиля в целом.

Методологической основой диссертации служат работы выдающихся философов, психологов, науковедов и лингвистов о связи языка и мышления, об особенностях творческой научно-познавательной деятельности ученого и структуре научного творческого мышления, о социальной сущности языка и его функциях, а также о сложной структурно-смысловой организации текста, требующей комплексного подхода при ее исследовании.

Задачам данной работы релевантны следующие методы исследования! а) комплексный анализ научного текста, основанный на теоретических положениях не только лингвистики, но и, в первую очередь, психологии, теории познания, науковедения, теории коммуникации? б) метод непосредственного лингвистического наблюдения и функционального семантико-стилистического анализа при выявлении средств выражения гипотетичности в научных текстах- в) метод полевого структурирования, вытекающим из принятого в качестве методологической основы принципа системности, используемый при систематизации выявленных в научных текстах средств выражения ФССКгип. Заметим, что мы опираемся на ту интерпретацию полевого принципа, которая представлена в трудах В. К. Гречко, Я. В. Бондарко, М. Н. Кожинои, Е. В. Гулыги, Е. И. Ыендельс и др.- г) метод интерпретации целого научного текста при исследовании динамического аспекта ФССКгип и ее роли в смысловой и структурной организации текста- д) количественным метод, обычно применяемым в лингвистике (см., например, работы Б. Н. Головина, С. Д. Береснева, О. Б. Сиротининои, О. Д. Митрофановои).

Цель и задачи диссертации определяют материал исследования! изучение ФССКгип проводится на материале научных текстов теоретического характера, представленных двумя центральными жанрами научного стиля — научном статьей и монографией. Объем исследованного текстового материала составляет 300 тысяч словоупотреблении, по 100 тысяч словоупотреблении на каждую из трех изучаемых отраслей знания! юриспруденцию, физику, языкознание. По монографиям и статьям текстовой материал распределяется поровну — по 50 тысяч словоупотреблении. Объем анализируемых статей равен объему 4−5 равновеликих выборок из монографии. Статьи взяты из научных журналов по Физике, языкознанию и юриспруденции за последние 4 года- временной диапазон монографии несколько шире — 10−15 лет. Тем не менее, и в статьях, и в монографиях представлен современным англиискии язык.

На защиту выносятся следующие положения!

1. Исходя из единства языка, речи и мышления, а также из данных гносеологии, логики и психологии научной деятельности, применительно к речемыслительнои и текстообразующеи деятельности в научной сфере, целесообразно выделение в научном тексте особой ФССКгип, представляющей систему разноуровневых языковых единиц, объединенных общим значением и функцией.

2. ФССКгип реализуется во всех планах интерпретационно-смысловои модели научного текста (ИСМ) и во всех аспектах научного знания -онтологическом, аксиологическом и методологическом. Таким образом, ФССКгип & laquo-является текстообразующеи функциональном категорией научного текста и выполняет не только информативную, но и когнитивно-коммуникативную функцию содержательно-структурной организации научного текста.

3. ФССКгип структурирована по принципу пола, имеет центр и периферии) и состоит из двух микрополеи! микропола предположения (МпПр) и микрополя потенциальности (МпП), каждое из которых реализуется в тексте определенным набором языковых единиц.

4. ФССКгип характеризуется двумя аспектами — статическим и динамическим. ФССКгип, рассматриваемая как совокупность всех высказывании вероятностного характера в тексте и называемая нами & quot-скалярной"- гипотетичностью, реализует статическии аспект данной категории и образует частным случаи речевой системности в научном тексте. ФССКгип, рассматриваемая в динамике развития от гипотетическом идеи автора текста до идеи=утверждения и называемая нами & quot-векторной"- гипотетичностью, репрезентирует динамическим аспект ФССКгип и образует динамическую речевую систему на текстовом плоскости. Эти два аспекта ФССКгип выделяются в исследовательских целях для того, чтобы максимально полно охарактеризовать анализируемую категорию.

5. ФССКгип обусловливает наличие такой специфическом для научного текста черты, как некатегоричность изложения. Последняя выражается языковыми средствами, конституирующими микрополе предположения и микрополе возможности (часть микрополя потенциальности) в ФССПгип.

Теоретическое значение диссертации, как нам представляется, состоит в том, что исследование ФССКгип на материале англииских научных текстов продолжает изучение ФССК, начатое на материале русских научных текстов, и способствует развитию общей теории ФССК как одного из Функциональных направлении коммуникативной лингвистики.

Системное исследование средств выражения гипотетичности применительно к англииским научным текстам репрезентирует один из аспектов Функционирования языка в научной о$ере общения, а именно, отражение в научном тексте процесса и результата решения научной проблемы последовательно, движения и качественного своеобразия авторской мысли, что, в свою очередь, углубляет и обогащает наши представления об особенностях построения научного текста и его специфике, а также дает исследователю инструмент для анализа целого текста.

Обоснование категориального статуса гипотетичности в научном тексте и описание полевой структуры ФССКгип также определяет теоретическую значимость данной работы, поскольку хотя средства выражения гипотезы и подвергались исследованию < ����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

��ересным представляется также возможный в дальнейшем диахроническим аспект исследования ФССКгип на материале одного языка, позволяющим проследить становление данном категории в процессе становления научного Функционального стиля и изменение ее (категории) качественных и структурных характеристик.

Таким образом, в целом теоретическое значение выделения и обоснования ФССК заключается в возможности создания широкои функ-ционально-коммуникативнои интерпретационном модели языка как динамическом системы, функционирующем в широком экстралингвистическом контексте. Коммуникативная интерпретационная модель языка включает не только систему взаимосвязанных функционально-семантически разноуровневых языковых средств с потенциальном коммуникативном Функцией, но и принципы текстообразования в различных сферах человеческой деятельности.

Практическое значение диссертации видится в том, что на основе исследования ФССКгип в англииских научных текстах могут быть решены многие проблемы теории речеведения и, прежде всего, проблемы текстообразуюцеи деятельности в научной сфере общения. Результаты исследования могут быть также полезны преподавателям иностранных языков в вузах в решении методических проблем, связанных с отбором и анализом изучаемого текстового материала. Поскольку содержание ФССКгип — идея гипотетического характера и ее динамика — реализуется как в предметном (содержательном, тематическом), так и в реляционном (модальном, коммуникативном) планах текста, знание ядерных и периферииных средств выражения ФССКгип и динамики развертывания основной авторской гипотезы позволит снять многие трудности в восприятии и понимании иноязычного текста, безошибочно определить отрезки научного текста, в которых эксплицируется новое знание различном степени достоверности, овладеть методами лингвистического, а точнее — функционально-стилистического анализа научного текста, необходимыми в переводческом деятельности, практике реферирования и машинного перевода. Знание средств выражения ФССКгип, не только содействует адекватному восприятию научной информации, но и обеспечивает правильное построение научного текста в соответсвии с целями научной коммуникации. Описание и классификация средств выражения различных ФССК и их закономерное употребление в коммуникативно обусловленных контекстах обеспечивают овладение стилистическими нормами функциональных стилем, стилистическими знаниями и навыками, что приводит, в конечном итоге, к овладению высшим уровнем речевой культуры. Знание средств выражения ФССКгип позволит разработать и конкретизировать принципы интерпретации научного текста в типологическом аспекте, грамотно, квалифицированно и эффективно извлекать информацию из научного текста как чисто информативного, так и теоретического, концептуального и оценочного харакм-ера. ФССКгип в качестве эффективного инструмента стилистического анализа может быть использована для обучения студентов языковых вузов и аспирантов текстовому анализу иноязычного текста по специальности. Выводы, полученные в ходе анализа, могут быть полезны в курсах практической стилистики, культуры речи, практике литературного редактирования, а также в целях обучения научной речи аспирантов и научных работников.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на IX научной конференции (секция & quot-Иностранные языки& quot-) в Уральском политехническом институте (июнь 1990 г., Свердловск), на межвузовской научной конференции, посвященной проблемам обучения иностранному языку в неязыковом вузе (Февраль 1990 г., Свердловским архитектурным институт), на Всесоюзном координационном совещании & quot-Статус стилистики в современном языкознании& quot- (ноябрь 1990 г., Пермь). Опубликованы тезисы докладов. Основные положения диссертационного исследования представлены в семи публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка исследованных текстов, библиографии и приложения.

Результаты исследования, проведенного на материале англииских научных текстов, показывают, что применительно к научной речи целесообразно выделение ФССКгип, представленном системой разноуровневых средств, обладающих общим семантическим содержанием и функцией. Данная категория реализует в научном тексте гипотетичность г «неотъемлемый компонент научного мышления, познания и деятельности ученого, языковые единицы выражения которой объединяются на текстовой плоскости таким образом, как предписывают цели и задачи научной коммуникации, т. е. представляют собой частный случаи сти-листико-речевои системности. ФССКгип является, следовательно, ком-муникативно-функциональнои категорией, которая в отличие от ФСК, характеризующих, прежде всего, структурный аспект языка и динамику внутри языковой системы, описывает речеведческии аспект функционирования языка.

Речеведческии характер ФССКгип и ее стилистическим статус обусловливают существенные различия между данной категорией и Функционально-семантическои категорией модальности, в рамках кото-рои традиционно изучается значение гипотетичности и его многочисленные оттенки. Принцип объединения разноуровневых языковых единиц, выражающих гипотетичность в научном тексте, т. е. в ФССКгип, качественно отличается от принципа объединения средств выражения неиндикативнои (гипотетическом) модальности в ФСКмод. В первом случае это коммуникативно-функциональным и стилистическии принцип — функция выражения семантики гипотетичности в конкретном типе текста в зависимости от целей общения в определенном сфере деятельности (в данном случае, научной), во втором — Функционально-семантическии принцип — лингвистическая функция языковых единиц в рамках языковой системы, а точнее — функция выражения грамматического значения наклонения, составляющего ядро категории модальности. Тем самым, сравниваемые категории базируются на разных основаниях. Различная природа, масштаб и статус ФССКгип и ФСКмод объясняют различие в подходах к изучению и систематизации средств выражения гипотетичности в рамках названных^ категории. Рассмотрение категории модальности в стилистическом аспекте только начинается, и характеристика модальности как функциональной семанти ко-стилистическом категории еще ждет своего исследования.

Функционирование ФССКгип в научном тексте объясняется сложном структурой научного творческого мышления и познавательной деятельности ученого, представляющих собой диалектическое единство интеллектуального и рефлексивно-личностного компонентов и направленных на решение познавательном творческой задачи. Поскольку содержание научной речи составляет коммуницируемая мысль, обладающая сложной структурой, содержание научной речи представляет собой также сложное структурно-смысловое образование, выражающее ату мысль, которое может быть рассмотрено в статическом и динамическом аспектах.

ФССКгип, отражая один из структурно-смысловых компонентов научного мышления, рассматривается в данной работе и в статике, и в динамике. Статическим аспект исследования ФССКгип предполагает выявление и структурную организацию всех языковых средств, выражающих семантику гипотетичности в научной речи. Такие средства выделены нами на основе анализа обширного текстового материала — анг-лииских научных статей и монографии.

Структура ФССКгип представляет собой Функционально-смысловое поле с центром и перифериен. Центральное или периферииное положение конституентов ФССПгип определяется на основании двух критериев! функционального семантико-стилистического и количественного. ФССПгип состоит из двух микрополеи: предположения и потенциальности. Микрополе предположения занимает центральную позицию в ФССПгип, конституируется языковыми единицами предположительно-вев научном тексте, и распределить их в рамках данной категории, имеющею полевую структуру и реализуемой в научном тексте. Данный аспект исследования ФССКгип представляет & quot-скалярную"- гипотетичность, т. е. гипотетичность как неотъемлемое ^& lt-ачество научной речи, как результат мыслительной деятельности автора текста безотносительно к ее динамике на текстовой плоскости. К ядерным средствам выражения ФССКгип в научном тексте относятся модальные глаголы в сочетании с инфинитивом в функции выражения предположения, лексемы с семантикои предположения, формы сослагательного наклонения, выражающие предположение различной степени вероятности, проблемные вопросы, сложноподчиненные предложения с придаточными условия и вводные слова с семантикои предположения.

На периферии ФССПгип мы располагаем модальные глаголы в сочетании с инфинитивом в функции выражения возможности и необходимости, лексемы соответствующей семантики, модальные и количественные частицы, неопределенные местоимения и наречия, глагольные конструкции типа I suppose, формы будущего времени и союзы, выражающие альтернативность.

Динамическии аспект исследования ФССК гипотетичности предполагает рассмотрение движения мысли автора в процессе развертывания текста и представляет & quot-векторную"- гипотетичность, т. е. гипотетичность как отражение в тексте процесса решения творческой задачи. Данный аспект исследования ФССКгип эксплицирует динамику основной авторской гипотезы в научном тексте, которая в нашей работе трактуется широко и представляет собой этапы движения научного знания от проблемы и предварительнои гипотезы к теории (или более обоснованной гипотезе). ФССКгип как динамическая подсистема целого научного текста (произведения) составляет суть его содержательного (онтологического, предметного) плана, отражаясь также в реляционном и операциональном планах текста. Следовательно, ФССКгип предетавлена во всех аспектах научного знания — онтологическом, аксиологическом, методологическом — как продукт познавательной мыслительной деятельности ученого.

Исследованйе^ФССКгип в динамике позволяет^анализировать общую авторскую «модальность текста на разных этапах научного знания от собственно гипотетического к достоверному (к теории илу менее гипотетическому) и рассматривать авторскую модальность как существенный компонент смысловой организации научного текста. Динамика ФССКгип, реализуемой в онтологическом аспекте научного знания, выражается через динамику основных и уточняющих понятии, интерпретируемых таким образом, чтобы обосновать и доказать основную авторскую гипотезу. Динамика ФССКгип, реализуемом в аксиологическом аспекте научного знания, выражается, прежде всегО (через динамику качественного изменения общей модальной тональности научного текста по мере прохождения автором этапов решения проблемы. Изменяется, следовательно, и количественное соотношение средств выражения ФССКгип на этапах формулировки проблемы и & quot-первичной"- гипотезы и на этапе формулировки теории < �идеи=утверждения). & quot-Уровень"- гипотетичности на заключительном этапе речемыслительнои деятельности автора неизменно ниже изначального уровня гипотетичности, порождающего основную авторскую гипотезу либо почти отсутствует.

Динамика ФССКгип, реализуемом в методологическом аспекте научного знания, выражается в динамике мыслительных операции, в результате которых интерпретируются, уточняются и анализируются основные понятия и устанавливаются логико-семантические отношения между исходными, основными и уточняющими понятиями. Особенно часто в анализируемом текстовом материале встречаются высказывания, передающие возможность, необходимость, долженствование осуществления определенном мыслительном операции или определенного действия и эксплицирующие, следовательно, методологическим аспект научного знания.

ФССКгип, таким образом, по праву может быть названа Фундаментальной текстовой категорией, играющем важную роль в содержательно-структурной организации научного текста. ФССКгип организует структуру и композицию научного текста в соответствии с этапами развития основной авторском гипотезы. ФССКгип представляет, по существу, основной информационный пласт научного текста (онтологи-& bdquo- ческии аспект научного знания) в динамическом развитии и представлена, кроме того, в различных типах дополнительной, коммуникативно значимом модальной информации. Данная категория выражает динамику единства объективного и субъективного (личностного) в научном познании и воплощается в тексте посредством целого комплекса языковых единиц, реализующих не только функцию оформления гипотетичности в научном тексте, но и коммуникативную функцию языка в целом. Языковые средства выражения ФССКгип направлены на успех коммуникации в научной сфере общения, в которой гипотетичность как составная часть структуры научного речемыыления и этап в процессе познания обладает существенной функциональном нагруженностью

ФССКгип целесообразно разделить на два аспекта в исследовательских целях. В тексте же она представлена как единая коммуникативно-функциональная стилистическая категория, & quot-пронизывающая"- содержательно-структурную организацию научного текста и определяющая принципы данной организации. То, что ФССКгип охватывает содержательный, оценочный и коммуникативным аспекты структурно-смысловой организации научного текста, выделяет данную категорию в ряду других ФССК! акцентности, оценки, змотивности. Данная категория, по существу, конституирует научный текст, поскольку любая научная статья теоретического характера (а тем более, монография) пишется с целью доказательства основной авторской гипотезы. Основная авторская гипотеза рассматривается в данной работе не только как общее, проспективное, схематичное решение проблемы, но как процесс развитияпервоначального решения проблемы до теоретического зн& amp-

Ииэ. Этапы речемыслительнои деятельности автора в ходе решения проблемы являются этапами реализации основной авторской гипотезы и ее доказательства в научном тексте. ^

В данной работе предпринята, по существу, первая попытка изучения гипотетичности как функциональной семантико-стилистическои категории на материале англииских научных текстов. Мы осознаем, что изучение ФССКгип не ограничивается представленными в нашей работе жанрами научной статьи и монографии. Данная категория, конечно, функционирует и в других разновидностях научной прозы! диссертациях, научно-популярных текстах, в так называемых вторичных научных текстах — аннотациях и рефератах. Функционирование ФССКгип в различных жанрах научного функционального стиля будет, по-видимому, обусловлено особенностями каждой разновидности научной прозы, но в целом будет соответствовать обцим закономерностям реализации данном категории в научном функциональном стиле, предопределяемым такими стилеобразуюцими Факторами, как тип научного мышления, познавательная деятельность и основные цели научном коммуникации. В исследованных текстах научных статей и монографии можно отметить обязательную реализацию всех этапов становления и развития основной авторском гипотезы независимо от жанра научного текста и отрасли знания, что доказывает возможность использования ФССКгип в качестве эффективного инструмента для текстового анализа научных произведении и их интерпретации.

Дальнейшее исследование ФССКгип может быть продолжено в следующих направлениях!

1) особенности реализации ФССКгип (как в статике, так и в динамике) в научных текстах различных жанров и отраслей знания-

2) особенности реализации ФССКгип в зависимости от авторской индивидуальности и взаимосвязь ФССКгип с ФССК авторизации научного изложения-

3) особенности лингвистическом реализации ФССКгип в различных интерпретационных планах научного текста с точки зрения преимущественного использования тех или иных средств выражения гипоте--тичности и насыщенности ими конкретного аспекта излагаемого научного знания- г

4) типологические исследования ФССКгип на материале как родственных, так и неродственных языков-

5) особенности ФССКгип относительно различных функциональных стилен и сопоставительное исследование ФССКгип, например, в научном и публицистическом стилях. Мы полагаем, что в научном функциональном стиле ФССКгип реализуется с максимальном полнотой и функциональной нагруженностью, однако не исключаем ее роли в выполнении коммуникативного задания в других функциональных стилях, где, однако, данная категория, очевидно, претерпевает модификацию-

6) взаимосвязь ФССКгип с другими ФССК, реализующими оценочную семантику на текстовой плоскости. Оценка степени достоверности излагаемого научного знания является лишь частью категории аксиологическом оценки и вполне вероятно пересечение ФССП оценки и ФССПгип. Очень интересным и сложным представляется нам также вопрос о соотношении ФССКгип и ФССК степени категоричности изложения, подход к которому лишь обозначен в нашей работе. Дальнейшее изучение ФССКгип, а также других ФССК на материале научной речи приведет в конечном итоге к осознанию принципов речевом системности научного текста и его структурном организации, а также к детальному изучению лингвистической реализации в научном тексте экстралингвистических стилеобразующих факторов разного масштаба-

7) специфика функционирования ФССКгип в описательно-эмпирических и описательно-теоретических текстах. Рассмотрение данного вопроса позволит не только расширить наши знания о ФССКгип, но также глубже охарактеризовать качественные признаки двух типов научных текстов.

В представленной работе не могли быть исследованы все многочисленные пробпемы, связанные с ФССКгип ^ английских научных текстах. Однако цель и основные задачи/диссертационного)исследова

V' ./ * ния достигнуты! экстралингвистическое обоснование ФС^СКгип подтверждает, а функционально-стилистическии анализ текстового матери-, ала доказывает Функционирование в англииских научных текстах ФССКгил — системы разноуровневых языковых средств, выражающих гипотетичность на текстовой плоскости и структурированных по принципу поля на основе выполнения единои коммуникативном функции в научной речи и стилевои специфики последней. Данная система как частный случая речевой системности научного стиля речи выполняет в тексте три важнейшие функции — информативную (содержательную), текстообразующую (структурную) и коммуникативную и выступает в качестве Фундамента содержательно-структурноу1 организации научного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показать Свернуть

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОИ КАТЕГОРИИ ГИПОТЕТИЧНОСТИ (ФССКгип) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАУЧНЫМ ТЕКСТАМ. Краткая характеристика функциональных семан-тико-стилистических категории и экстралингвистическое обоснование ФССКгип в научных текстах. Аспекты исследования ФССКгип. $ 2. ФССКгип в сопоставлении с языковой категорией модальности. ^

Глава 2. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ И СТРУКТУРА ФССКгип В АНГЛИЙСКИХ НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ $ 1. Средства выражения значения гипотетичности. $ 2. ФССКгип в научной речи в аспекте теории поля и соотношении со стилевои чертой некатегоричности научного изложения.

Глава 3. ФССКгип В СТРУКТУРЕ ЦЕЛОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА $ 1. Основная авторская гипотеза как фундамент содержательно-структурной организации текста (на материале анализа научных статей). $ 2. Особенности реализации авторской гипотезы в жанре монографии.

Список литературы

1. Аеарорин В. Д. Проблемы изучения функциональной стороны языка: (К вопросу о предмете социолингвистики).Л. :Наука, 1975. — 276с.

2. Адмони В. Г.-. Грамматика и текст //Вопросы^ языкознания, 1985, N1. С. 63−70.

3. Адмони В. Г. Грамматическии строи как система построения игобщая теория грамматики. Л.: Наука, 1988. 238с.

4. Адмони В. Г. Синтаксис современного немецкого языка. Система отношении и система построения. Л.: Наука, 1973. 366с.

5. Акуленко В. В. Функционально-семантическое описание языка и вопросы изучения Функционально-семантических полей // Романские и германские языки. Функциональный и лингвометодическии аспекты описания. Киев, 1985. С. 3−17.

6. Алисова Т. Е. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы языкознания. 1971, N1. С. 54−64.

7. Андреева К. А. Текст: Перспективы интегративного анализа // Статус стилистики в современном языкознании.

8. Межвуз. сб. науч. тр. / Пермь: Перм. ун-т, 1992. С. 93−105.

9. Андреева К. А. Текст в свете интеграции смежных гуманитарных дисциплин//Статус стилистики в современном языкознании. Тез. докл. конф. Пермь, 1990. С. 6−7.

10. Андреева К. А. Функционально-семантические типы текста. Тюмень, 1989. 98с.

11. Андрианова Е. К. К вопросу о модальности текста // Семантико-синтаксическая организация предложения и текста / Грозный: Изд-во Чечено-Ингушского гос. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1980. С. 3−7.

12. Дндрианова Е. К. Соотношение средств организации модальногополя в английском языке и их реализация в тексте // Семантика и структура предложения и текста/Грозный: Изд-во Чечено-Ингушского гос. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1981. С. 14−18. 12

Заполнить форму текущей работой