Сочетание наблюдений и изучения теоретического материала в курсе астрономии средней школы

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Методика преподавания
Страниц:
202
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Стремительный темп научно-технического прогресса с особой остротой ставит задачу подготовки коммунистически убежденных, обладающих глубокими знаниями людей, умеющих самостоятельно приобретать эти знания и творчески пользоваться ими в разнообразной трудовой, общественной и познавательной деятельности. В отчетном докладе ЦК КПСС на ХХУ1 съезде перед народным образованием была поставлена задача & quot-повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду& quot- /5.с. 78−79/.

На июньском (1983 г.) Пленуме Ц К КПСС была отмечена необходимость совершенствования школьного образования. Подготовленный в соответствии с решениями Пленума Проект Ц К КПСС & quot-Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы& quot- в числе других ставит перед школой следующие задачи: повысить качество обучения и воспитания- обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук& quot- / З.с.1 /.

В Узбекской ССР большое внимание уделяется совершенствованию коммунистического воспитания подрастающего поколения. В обращении У съезда учителей Узбекистана ко всем учителям, работникам народного образования и общественности республики говорится, что & quot-важнейшими задачами коллективов педагогических учебных заведений республики является. вооружение студентов и учащихся разносторонними навыками воспитательной работы в школе, формирование у них любви и уважения к профессии учителя, повышение качества и эффективности всего учебно-воспитательного процесса& quot- / 87. с. 150 /.

Важным звеном осуществления всеобщего среднего образования являются в настоящее время4вечерние (сменные) школы. Ежегодно школы этого типа заканчивают свыше 1,2 млн. человек. В Узбекской ССР примерно 20% выпускников приходится на вечерние школы / 103. с. 211 /.

В решениях ХКУ и ХХУТ съездов КПСС отмечалась необходимость улучшать работу вечерних (сменных) школ. & quot-Развивать и улучшать вечернее и заочное обучение& quot- - так сформулирована задача в & quot-Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года& quot- / 5.с. 181/

Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в вечерней школе, обеспечение глубоких и прочных знаний учащихся по различным учебным предметам, привитие игл умений и навыков, соответствующих современным требованиям, является сложной и ответственной задачей.

На важность решения задачи — дать школьникам осознанные, глубокие и прочные знания основ наук — указывали классики марксизма-ленинизма. Психолого-педагогические основы решения этой задачи рассмотрены в трудах дидактов психологов (Д.Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Меллер, З. Н. Калмыковой, Н. А. Менчинской, Б. П. Есипова, В. В. Давыдова, М.Н. Скатки-на и др.).

Вопросам совершенствования методики естественно-математического образования, обеспечивающей усвоение учащимися основ наук, посвящены работы И. С. Матрусова, В. М. Монахова, А. А. Пинского, A.M. Пышкало, В. Н. Федоровой и др.

Астрономия всегда являлась предметом, имеющим важное значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения школьников. Достижения современной астрономии, имеющие большое теоретическое и практическое значение, еще более усилили эту роль школьного курса астрономии, но уровень знаний оканчивающих среднюю школу по-прежнему оставляет желать лучшего. По мнению видных ученых-методистов и преподавателей во многих общеобразовательных, особенно сельских и вечерних (сменных) школах нашей страны преподавание астрономии еще не в полной мере соответствует требованиям нашей эпохи. В последние годы сделано много важных шагов, направленных на повышение уровня преподавания астрономии в средних школах и улучшение качества подготовки учителей астрономии в педагогических институтах. Отметим среди них: введение в практику школ усовершенствованной программы курса астрономии, издание целого ряда учебных и методических пособий, появление в пединститутах новой специальности & quot-Физика и астрономия& quot-. Тем не менее, проблема повышения качества астрономического образования в средней школе в соответствии с требованиями нашего времени еще далека от своего окончательного решения. Особенно это касается обучения в вечерней (сменной) школе работающей молодежи.

Изучение астрономии предоставляет значительные возможности для формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся уже в силу того, что история развития представлений о строении Вселенной богата материалом о борьбе науки и религии, материалистических и идеалистических взглядов.

Тем самым курс астрономии приобретает исключительное значение для научно-атеистического воспитания учащихся.

Влияние астрономических знаний на формирование атеистических взглядов учащихся весьма подробно рассмотрено в диссертации А. С. Алешкевича / 13 /. Автор этой работы уделяет основное внимание вопросам формирования научных представлений учащихся о материальном единстве мира, неисчерпаемости материи, объективности и познаваемости законов природы, использует в целях атеистического воспитания борьбу науки с религией по проблемам жизни во Вселенной, развития и роли космонавтики.

Однако эта работа направлена на борьбу с религиозными пережитками в сознании молодежи, которые порождены правословием и католицизмом. Социальная среда в условиях Средней Азии иная, и специфика научно-атеистического воспитания молодежи определяется тем, что наиболее распространенной здесь религией является ислам.

Использование материала по истории астрономии в Средней Азии имеет важное значение с точки зрения атеистического воспитания потому, что выдающиеся астрономы Древнего Востока, такие, как Вируни, Улутбек и другие, в своей научной и просветительской деятельности дали немало примеров атеизма и борьбы против религиозных заблуждений.

Известно, что возникновение и развитие астрономии тесно связано с астрономическими наблюдениями. Наблюдения являются основой изучения этой науки. В. И. Ленин писал: н. в практику, служащую нам критерием в теории познания, надо включить также практику астрономических наблюдений, открытий и т. д." / I /.

Наблюдения должны стать фундаментом школьного и вузовского курса астрономии, на базе которого значительно легче формируются научные понятия и правильное мировоззрение. Курс астроноши следует изучать в органической связи с практическими наблюдениями.

Никакие наглядные пособия не могут заменить астрономических наблюдений. Астрономические наблюдения при правильной их организации имеют большое значение как для развития интереса к предмету, так-и дня расширения кругозора учащихся и углубления их знаний. Б школах и педагогических институтах, где астрономические наблюдения проводятся регулярно, знания учащихся по астрономии достаточно прочны и глубоки.

Ряд диссертационных исследований посвящен различным сторонам организации и проведения астрономических наблюдений в средней школе. Среди них работы Г. С. Яхно / 165 /, К. А. Лупого / 83 /, Н. К. Андрианова / 14 / и Е. А. Саркисян / 129 /.

Актуальность проблемы. Многократные проверки астрономических знаний и умений учащихся средней общеобразовательной школы, а также проведенные диссертантом собеседования со студентами-первокурсниками Каршинского педагогического института свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии преподавания астрономии в средних школах Узбекской ССР. Анкетный опрос учителей обнаруживает также слабую постановку астрономических наблюдений в средней школе и в педвузе. Все это делает актуальной работу, направленную на совершенствование преподавания астрономии в средней школе.

Актуальность совершенствования преподавания астрономии в школе диктуется еще тем, что астрономия является одним из предметов, при обучении которого может успешно решаться одна из наиболее важных задач, поставленных партией и правительством перед народным образованием — формирование у учащихся диалектико-материаяистического мировоззрения и атеистических взглядов.

Мы считаем, что резервами повышения эффективности преподавания астрономии в школах и педвузах Узбекской ССР, как и Средней Азии в целом, является совершенствование организации и проведения наблюдений, широкое использование в процессе преподавания этого предмета учебного материала, отражающего историю и национальные традиции развития астрономии в Средней Азии.

Объектом исследования является учебный процесс, способствующий повышению уровня знаний у учащихся по астрономии.

Предметом нашего исследования является изучение влияния методики преподавания астрономии, построенной с учетом специфических местных условий, на состояние знаний и формирование мировоззрения учащихся.

Цель исследования — усовершенствовать методику преподавания курса астрономии в средней школе на основе учета специфики школ Узбекской ССР и других республик Средней Азии и предложить систему подготовки студентов к преподаванию астрономии по разработанной методике.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Анализ современного состояния преподавания астрономии в средних общеобразовательных школах Узбекской ССР,

2. Разработка системы методических приемов, позволяющих активизировать учащихся при подготовке к наблюдениям, в процессе наблюдений и при использовании их результатов в преподавании курса астрономии | 14, gdz-mir.ru |.

3. Разработка методики проведения занятий со студентами и рекомендаций, обеспечивающих повышение качества их подготовки к преподаванию курса астрономии средней школы.

4. Проверка эффективности разработанной методики проведения уроков и практических занятий по астрономии в ходе педагогического эксперимента.

В ходе исследования применялись следующие методы:

— изучение трудов основоположников марксизма-ленинизма, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам обучения, воспитания и образования-

— научно-методический анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования-

— отбор учебного материала и способов организации познавательной деятельности учащихся-

— изучение и обобщение передового опыта школ, педвуза и ИУУ по исследуемой проблеме-

— изучение учебного процесса, проверка знаний и умений учащихся и студентов по астрономии на основе соответствующих контрольно-проверочных работ и тестовых заданий-

— анализ ответов учащихся на уроках, бесед с учащимися и учителями астрономии, а также данных анкетных опросов-

— разработка методики педагогического эксперимента.

Результаты исследования содержатся в 8-ми работах автора.

Основное содержание диссертации было сообщено на следующих симпозиумах, конференциях, семинарах и совещаниях:

— республиканском семинар-совещании по совершенствованию применения технических средств при обучении физико-математическим наукам в педагогических учебных заведениях Узбекской ССР (Фергана, 1976) —

— симпозиуме & quot-Развитие астрономии и геодезии в республиках

Средней Азии& quot- (Ташкент, 1977) —

— учебно-методической конференции по проблеме & quot-Совершенствование методов обучения школьного курса физики& quot- (Карши, 1978) —

— республиканской конференции по совершенствованию преподавания физико-математических дисциплин в педагогических учебных заведениях Узбекской ССР (Андижан, 1979) —

— республиканском научно-практическом семинаре-совещании & quot-Организация и проведение внеклассных занятий по физике как фактор повышения познавательной деятельности учащихся& quot- (Карши, 1980) —

— областных & quot-Педагогических чтениях& quot-, посвященных совершенствованию обучения и воспитания (Карши, 1981) —

— научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Каршинского Государственного педагогического института (Карши, 1975−1982 гг.).

Список публикаций по теме исследования приведен в автореферате и библиографии к диссертации.

Научная новизна исследования состоит в разработке:

1. Способов сочетания регулярных наблюдений и изучения теоретического материала на уроках астрономии.

2. Методики использования на уроках астрономии историко- научного' и атеистического материала применительно к условиям республик Средней Азии, отличающихся богатыми историческими традициями в развитии астрономии и сохранением влияний ислама в сознании части учащихся.

3. Программы проведения астрономических наблюдений в период летней практики учащихся на полевых работах.

4. Рекомендаций по усовершенствованию подготовки студентов к преподаванию астрономии в средней школе, учитывающих специфику условий республик Средней Азии.

ЗАКЛКНЕНИЕ

Проведенное исследование основывается на разработанных современной психологией положениях, согласно которым усвоение учащимися знаний и формирование у них соответствующих умений определяется характером познавательной деятельности, которая осуществляется учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. При этом стимулирование познавательной деятельности учащихся возможно тремя способами: при помощи содержания учебного материала, в ходе организации учебной деятельности и на основе отношений, которые складываются в учебном процессе между учениками и учителем.

Собственный опыт работы в школе и педагогическом институте, а также анализ опыта преподавания астрономии другими учителями показывают, что при изучении. данного предмета стимулирование интереса и познавательной активности учащихся целесообразно осуществлять на основе использования историко-научных материалов о развитии астрономии в Средней Азии, а также особой организации и методики проведения астрономических наблюдений, предусмотренных программой.

Важным направлением учебно-воспитательной работы при изучении курса астрономии является атеистическое воспитание учащихся, в ходе которого должна проводиться как общая профилактическая работа, направленная на формирование у улащихся иммунитета против религии, так и индивидуальная работа с теми учащимися, которые уже проявили склонность к религиозным верованиям.

Все эти три направления учебно-воспитательной работы можно объединить в единую методическую систему преподавания астрономии, обеспечивающую повышение интереса учащихся к астрономии, их познавательной активности и формирование диалектико-матери-алистического мировоззрения.

В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие результаты:

1) Анализ содержания курса астрономии и основных достижений современного научного атеизма позволил отобрать необходимый материал и построить методику его изучения, обеспечивающую необходимую направленность атеистической работы среди учащихся и формирование их мировоззрения.

2) Изучена структура деятельности учащихся при проведении астрономических наблюдений, способы повышения их интереса к предмету и активизации познавательной деятельности.

3) Определены содержание и методика проведения уроков астрономии с использованием материалов по истории развития астрономии в Средней Азии.

4) Составлены специальные задания для учащихся по проведению астрономических наблюдений. Существенной частью этих заданий является система вопросов, стш/1улирующих познавательную деятельность учащихся и направляющих не на активное использование результатов наблюдений при изучении теоретического материала.

5) Разработана методика проведения специальных уроков астрономии в вечерних (сменных) школах, предусматривающая органическое сочетание наблюдений и изучение теоретического материала.

6) Определены основные направления совершенствования методики подготовки студентов к преподаванию курса астрономии. Соответствующие методические разработки внедрены в практику работы физического факультета Картинокого пединститута по специальности & quot-Физика и астрономия& quot-.

7) Результаты педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что разработанная диссертантом методическая система способствует повышению интереса учащихся к астрономии, качества их знании и формированию диалектико-материалистического мировоззрения.

8) Разработанная методическая система прошла проверку в условиях массовой школы, получила положительную оценку учителей и внедрена в практику их работы.

Показать Свернуть

Содержание

Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ

§ I. Познавательная деятельность учащихся и способы ее активизации. 12

§ 2. Состояние преподавания астрономии в школах Узбекской ССР и уровень знаний учащихся по этому предмету. 21

§ 3. Основные направления совершенствования преподавания астрономии в условиях Узбекской ССР.. 2. 3-

Глава П. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

УЗБЕКСКОЙ ССР.

§ I. Активизация познавательной деятельности учащихся при проведении астрономических наблюдений.. Ц0-

§ 2. Использование историко-научных материалов о развитии астрономии в Средней Азии на уроках и во внеурочной работе. 59

§ 3. Атеистическое воспитание учащихся при изучении астрономии в школах Узбекской ССР. 71

§ 4. Совершенствование методической подготовки студентов как фактор повышения эффективности преподавания астрономии. 7 8

Глава Ш. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ ПОЛОйСЕНИЙ

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОД& trade-.

§ I. Организация, цели и задача педагогического эксперимента. 97-Ю

§ 2. Результаты проверки разработанной методики.. № 1-

§ 3. Качественные оценки результативности воспитательной работы. 110

Список литературы

1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. -Полн. собр. соч., т. 18., с. 143.

2. Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде работниц. -Полн. собр. соч., т. 37с. 186направления

3. Основные^рёформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 4 января 1984 г.

4. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом. М.: Политиздат, 1976. — 144с.

5. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, 23 шевр. 3 марта 1981 г. Стеногр. отчет. T.I. -M.: Политиздат, I98I. -382 с.

6. Абдуллина О. А. Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвузов и задачи ее совершенствования. Сов. педагогика, 1979, № 9 с. 96−103.

7. Абу Али Ибн Сина и естественные науки: Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000 летию со дня рождения Абу Али Ибн Сина (Авиценн). Бухара. 24−26 сентября 1980 г. — Ташкент: Фан, 1981.- 250 с.

8. Адрианов Б. В. Руководство для первоначального ознакомления с небом путем самостоятельных наблюдений. Нижний Новгород, 1919.- 43 с.

9. Алескеров Д. М. Методика формирования картографических знаний и умений в страноведческих курсах физической географии: Дис. канд. пед. наук. -Ivi., 1976. 182 с. — В надзаг.: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения.

10. Алешкевич А. С. Астрономические наблюдения в школе. -Минск: Нар. асвета, 1964, — 104 с.

11. Алешкевич А. С. Самостоятельные работы по астрономии. -шнек: Нар. асвета, I960.- 95 с.

12. Алешкевич А. С. Формирование материалистического мировоззрения при изучении астрономии в школе. 2-е изд. — Шнек: Нар. асвета, 1976.- 109 с.

13. Алешкевич А. С. Формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения астрономии- Дис. канд. пед. наук. Брест, 1973. — 281 л. — В надзаг.: Брест. гос. пед. ин-т им. А. С. Пушкина.

14. Андрианов Н. К. Организация, содержание и методика проведения наблюдений на учебной астрономической обсерватории: Дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 362 л. — В надзаг.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.

15. Андрианов Н. К., Марленский А. Д. Школьная астрономическая обсерватория: Пособие для учителей. Li.: Просвещение, 1977. 176 с.

16. Арсенкин В. Молодежь и атеистическое воспитание. М.: Знание, 1973. — 63 с.

17. Аскаров Ф., Магдиев Р. Радиоактивность и возраст Земли. Ташкент: Узбекистан, 1973. — 21 с.

18. Астрономический календарь Всесоюзного астрономического геодезического общества (издается ежегодно). М.: Наука.

19. Астрономия в школе: Сб. статей в помощь учителю астрономии/ Под ред. доц. Б. А. Волинского. Ярославль, Г376. — 163 с.

20. Атеистические чтения. Вып. 10. М.: Политиздат, 1979. -Ш с.

21. Атеистическое воспитание учащихся в процессе преподаванияоснов наук и во внеклассной и внешкольной работе: Метод сб./ Отв. ред. Р. А. Полуянов, Э. К. Николаева. Ташкент: Укитувчи, 1979. — 183 с.

22. Аширов Н. Мусульманская проповедь. М.: Политиздат, 1978. — 30 с.

23. Аширов Н. Современный ислам и молодежь. М.: Знание, 1972. — 62 с.

24. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР и задачи атеистического воспитания. М., 1974. 44 е.- Б надзаг.: 0-во & quot-Знание"- РСФСР.

25. Бабанский Ю. К. Метода стимулирования учебной деятельности школьников. Сов. педагогика, 1980, № 3, с. 99−106.

26. Базалийский А. И. 0 проведении наблюдений звездного неба. Физика в школе, 1979, Г?. 3, с. 66.

27. Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. 4-е изд. — М.: Наука, 1977. — 543 с.

28. Беляева Н. А. Активизация интереса к учению как одна из средств борьбы с неуспеваемостью (у школьников сред, возраста): Авторе& reg-, дис. канд. пед. наук. -М., 1955. 18 с. — В надзаг.: АПН РСФСР. ШИ психологии.

29. Бируни А. Р. Геодезия. Избр. произведения, т. З/ Пер. и примеч. П. Г. Булгакова. Ташкент: Фан, 1966. — 610 с.

30. Бируни. Индия. Избр. произведения, т. 2/ Пер. и примеч. А. Расулова, Ю. Хакимжанов, Г. Джалалов. — Ташкент: Фан: 1965. -537 с.

31. Бируни А. Р. Канон Масуда /Пер. и примеч. А. Расулова, А. Ахмедова. Избр. произведения. Ташкент, 1973−1976, т. 5, 4. 1−2.

32. Ботвинников А. Д. Методы исследования в частных дидактиках (на примере черчения). М.: Просвещение, 1964. — III с.

33. Булгаков П. Г. Лбу Райхан Бируни. Ташкент- Фан, 1973. 52 с. — На узб. яз.

34. Виленчик B.S. Использование тестового контроля знаний на уроках астрономии. Физика в школе, 1969, J5 6, с. 56−57.

35. Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о вселенной. 3-е изд. -М.: Наука, 1980. — 672 с.

36. Всехсвятский С. К. Как познавалась Вселенная. Ташкент: Госиздат УзССР, 1953 с. — 56 с. — На узб. яз.

37. Гурштейн А. А. Извечные тайны неба. М. :Просвещение, 1973. — 255 с.

38. Дагаев М. М. Книга для чтения по астрономии: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. — 153 с.

39. Дагаев М. М. Наблюдение звездного неба. 4-е изд. — М.: Наука, 1978. — 175 с.

40. Дагаев М. М. Преподавание астрономии в педагогических институтах. В кн.: Проблемы астрономии и геодезии. Тр. 1У съезда Всесоюз. астр. -геогр. о-ва. М., 1970, с. 184−191.

41. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем, дидактики: Учеб. пособие для пед. ин-тов/ Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.

42. Евтеева В. Семинары по астрономии. Физика в школе, I96S, Г?- 5, с. 73.

43. Есипов Б. П. Ленинская теория отражения как методологическая основа для изучения вопросов руководства познавательской деятельности учащихся. Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина, I960, Ц 162, с. 64−85.

44. Жуков Л. В., Трубчанинова Е Л. Планирование школьных астрономических наблюдений. Физика в школе, 1981, J3 6, с. 65.

45. Занков Л. В. О предаете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1982. — 148 с.

46. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

47. Зигель ф.Э. Звездная азбука: Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1981. 191 с.

48. Зуфаров X., Бабамуродов Т. Атеистическое воспитание в школе. Ташкент: Укитувчи, 1981. 22 с. — На узб. яз.

49. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики. М., 1978. — 110 е. — В надзаг.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И Ленина.

50. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учеб. пособие. М., 1973. — НО с. — В нацзаг.: Моск. гос. пед. ин-т им. 5.И. Ленина

51. Ильина Т. А. Тестовая методика проверки знания и программированное обучение. Сов. педагогика, 1967, X* 2, с. 122−136.

52. Ильина Т. А., Огородников И. Т. Организация экспериментальной проверки программированного обучения. Сов. педагогика, 1965, J5 2, с. 77−88.

53. Индивидуальная работа с верующими: Сб. статей /Ред. коллегия: Н. И. Губанов и др. М.: Мысль, 1967. 223 с.

54. Кабанова-Меллер Е. Ы. Учебная деятельность и развивающееся обучение. М.: Знание, 1981. — 86 с.

55. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.

56. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучае•С. «мости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.

57. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающегося обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.

58. КарницЕшй II. Н. Элементы учения о миро здании в курсе фи-. зики семилетней, школы. М.: Учпедгиз, 1953. — 82 с.

59. Кенжаев Б. Астрономические наблюдения на занятиях. -Совет мактаби, 1980, №. 10, с. 46−49. На узб. яз.

60. Кенжаев Б. Из опыта атеистической работы с учащимися при изучении астрономии. Физика в школе, 1982, № 6, с. 74−77.

61. Кенжаев Б. Наглядность прохождения теш: Звездное небои карты звезд. Совет мактаби, 1979, № II, с. 32−35. — На уз. яз.

62. Кенжаев Б. 0 прохождении теш: & quot-Введение"- по астрономии, В кн.: 0 преподавании основ кибернетики, физики и астрономии в средней школе (метод, указания для преподавателей средних школ на узб. и рус. яз.). Карши, 1979, с. 20−23. — На узб. яз.

63. Кенжаев Б. Об использовании школьного астрономического календаря. В кн.: Материалы XI научно-теоретической конференции проф. -препод, состава Каршинского Госпединститута. Карши УзССР, 1972, с. 125−126. — На узб. яз.

64. Кенжаев Б., Мамадазимов М. Программированная проверка знаний учащихся по астрономии: Пособие для учителей. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 39 с. — На узб. яз.

65. Кенжаев Б., Мамадазимов М. Роль истории науки в преподавании астрономии. Совет мактаби, 1978, J? 8, с. 39−40. — На узб. яз.

66. Клевенский Ю. Н. Атеистическое воспитание учащихся при изучении астрономии. Физика в школе. — I97S, $ 6, с. 54.

67. Клевенский Ю. Н. О наблюдении неба невооруженным глазом. -Физика в школе, 1965, J5 5, с. 89.

68. Клевенский Ю. Н. Пути повышения педагогической эффективности преподавания астрономии в современной средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Ы., 1974. — 173 л. — В надзаг.: АПН СССР. ШИ содержания и методов обучения.

69. Климович Jl.И. Ислам. IvI.: Наука, 1965. — 334. с.

70. Кожеуров И. В. Элементы космонавтики в курсах физики и астрономии: Пособие для учащихся. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977. — 144 с.

71. Комаров В. II. Атеизм и научная картина мира: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1979. — 191 с.

72. Комаров В. Н. Космос, бог и вечность мира. М.: Госполитиздат, 1963. — 215 с.

73. Кононович Э. В. Солнце дневная звезда: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1982. — 112 с.

74. Корякина Е. А. Курсовые работы по астрономии. В кн.: Доклады на XI зональной научно-методической конференции преподавателей педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (9−14 сентября 1968 г.). — Пермь, 1969, с. 428−432.

75. Крупская Н. К. Вопросы атеистического воспитания: Сб. статей и выступлений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1964. — 215 с.

76. Куницкий Р. В. Было ли начало мира. 4-е изд. — М.: Госиздат технико-теоретич. лит., 1954. — 32 с.

77. Куто П. Наблюдения визуально-двойных звезд /Пер. м юр. д-ра физ-мат. наук A.M. Черепащука. М.: Мир, 1981. — 238 с.

78. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Метод, указания. Л., 1977. — 122 с.

79. Ланжевен П. Избранные произведения. (Статьи и речи по общим вопросам науки)/ Пер. с франц. З. А. Цейтлина. М.: Иностр. лит., 1949. — 439.

80. Левитан Е. П. Методика преподавания астрономии в средней школе. М.: Просвещение, 1965. — 220 с.

81. Лернер И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. — 47 с.

82. Лупой К. А. Самостоятельная работа учащихся как средство повышения эффективности обучения астрономии в школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 166 л. — В надзаг.: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения.

83. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.

84. Марленский А. Д. Учебный звездный атлас. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970. — 32 е., карт, и табл.

85. Материалы У съезда учителей Узбекистана / Под ред. И. С. Муминова, М. А. Бекжанова, М. Саматова и др. Ташкент: Укитувчи, 1981. — 168 с.

86. Матрусов И. С. О дидактических проблемах школьного учебного предмета. Сов. педагогика, 1977, Гз 6, с. 81−90.

87. Менчинская Н. А. Применение знаний в учебной практике школьников (вместо предисловия). В кн.: Применение знаний в учебной практике школьников. М., 196I, с. 3−12.

88. Менчинская Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971. — II с. (АПН СССР. Материалы к Науч. конф. ученых-педагогов соц. стран- Вып. 17).

89. Методика преподавания астрономии в средней школе: Пособие для учителей/ Авт. коллектив: Воронцов-Вельяминов Б.А. и др.- М.: Просвещение, 1973. 254 с.

90. Мирзаахмедов Б. М. Некоторые вопросы преподавания физики учащимся-хлопкоробам в вечерних сельских школах Узбекистана: Дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1967. — 214 л. — В надзаг.: Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами.

91. Миркосимов М. Особенности обучения в вечерней сельской школе Узбекской ССР работающей молодежи: Дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1973. — 234 л. — В надзаг.: Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами. — На узб. яз.

92. Михайлов А. А. Атлас звездного неба (20 карт). JI.: Наука/ Ленинград, отд-низ, 1974. — 50 с.

93. Михайлов Г. А. К вопросу & quot-Об астрономии в средней школе& quot-.- Физика в школе, 1941, !Ь 3, с. 31−32.

94. Монахов В. М. Методические аспекты совершенствования еетественно-математического образования. М.: 1978, 123 с.

95. Мочалова Н. М. Познавательная деятельность учащихся в условиях развивающегося обучения. Сов. педагогика, 1981, Jf? 12, с. 26−31.

96. Мутлинов И. М. Выдающиеся мыслители Средней Азии. ы.: Знание, 1966. — 47 с.

97. Мусинов С. Из опыта подготовки студентов к атеистическому воспитанию школьников. Сов. педагогика, 1979, 10, с. 81−85.

98. Мыслительная активность учащихся в обучении: (Из опыта работы школы) Ь 110 г. Москвы). Сб. статей /Под ред. Б. II. Еси-пова. — М.: Изд-во АЛЫ РСФСР, I960. — 112 е., ил.

99. Набоков M.S. Методика преподавания астрономии в средней школе. 2-е изд. — М.: Госучпедгиз Министерства Просвещ-я РСФСР, 1955. — 214 с.

100. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1980 г.: Статистич. ежегодник. Ташкент: Узбекистан, 1981. — 349 с. — В надзаг.: ЦСУ УзССР в 1980 г.

101. Нарходжаев PC.Н. Геодезические работы Бируни. Ташкент: Узбекистан, 1977. — 110 с.

102. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся в учебном процессе и ее эффективности при исиользоаа-нии рабочих тетрадей в школах Эстонской ССР. Таллин: Ваячус, 1976. 280 с.

103. Общая астрономия: Программы педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1976. 14 с.

104. Отажонова З. Р. Использование научного наследия отечественных ученых в преподавании математики: Пособие для учителей. -Ташкент: Укитувчи, IS8I. 152 с. — На узб. яз.

105. Панчешникова JI.M. Проблемы методической подготовки будущего учителя. Сов. педагогика, 1379, 6, с. 106−119.

106. ПеннерД.И., КротоЕа Р.Г. Научно-атеистическое воспитание при обучении физике: Пособие для учителей. 2-е изд., пере-раб. и доп. — ГЛ.: Просвещение, 1982. — 95 с.

107. U. Петров Н. С. Методические советы работающим над кандидатскими диссертациями: (Пособие для работников отрасли строит, и дор. машиностроения). М.: 1ЩИТЭИстроймаш, 1969. — 82 е., с черт.

108. Петрова Д. Е. Историзм как средство развития познавательного интереса учащихся па уроках химии: Дис. канд. наук. М., 1973. — 193 л. — В надзаг.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской.

109. Пинский А. А. Проблемы межпредметных связей в средних профтехучилищах: В сб. Совершенствование преподавания предметов естественно-математического цикла в средних ПТУ. — М.: Высшая школа. 1981. — 70 с.

110. Плеханов А. В. Формирование потребности в знаниях у учащихся 8-летней школы: Аигореф. дис. канд. пед. наук.

111. М., 1964. 20 с. — В надзаг.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.

112. Попов П. И., Куницкий Р. В. Современное состояние и перспективы преподавания астрономии в средней школе. В кн.: Тр. Ш съезда Всесоюз. астроном. -геодезич. о-ва, 1962, с. 206−208.

113. Преподавание астрономии в школе& quot- Под ред. чл. -корр. A1IH РСФСР проф. Б.А. Воронцов-Вельяминова. М.: Просвещение, 1965. 183 с.

114. Проблемы методологии педагогики и методики исследований/ Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 197I. -349 с.

115. Программы вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. Физика, астрономия. М.: Просвещение, 1981. — 51 с.

116. Програглмы восьмилетней и средней школы, шизика, астрономия. М.: Просвещение, 1981. — 45 с.

117. Програглмы педагогических институтов. Общая физика. Общая астроношш. Астрофизика, методика преподавания астрономии. М.: Просвещение, 1979. — 46 с.

118. Прянишников В. И. Занимательная астрономия в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. — 127 с.

119. Прянишников В. И. Как организовать наблюдение звездного неба (без приборов). Л., 1933. — 64 с.

120. Пышкало A.M., Семушин А. Д. К вопросу о математической подготовки учащихся. Математика в школе, 1961, D 4, с. 17−22.

121. Разбитная Е. П. Программированные задания по астроношш: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 76 с.

122. Разумовский В. Г. Основные пути формирования глубоких и прочных знаний по физике. Физика в школе, 1974, 4, с. 3−9.

123. Разумовский В. Г. Пути дальнейшего развития методики преподавания физики в школе. Физика в школе, 1980,)л 4, с.З.

124. Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся 7−8 классов по предметам физико-математического цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970. — 16 с. — В надзаг. Ленинград, гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена.

125. Самарин Ю. Н. Очерки психологии ума. Обоснованности умственной деятельности школьников. ГЛ.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -504 с.

126. Саркисян Е. А. Небесные светила надежные ориентиры: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1981. — 61 с.

127. Саркисян Е. А. Система внеклассных занятий по астрономии в седьмом классе: Дис. канд. пед. наук. Ереван, 1973, -124 л. — В надзаг.: АШ СССР. НИИ содержания и методов обучения.

128. Семыкин И. П., Любичанковский Б. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 88 с.

129. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.

130. Страут Е. К. Взаимосвязь природоведения, физики и астрономии при формировании понятий о Вселенной. В кн.: Методические аспекты совершенствования естественно-математического образования. М., 1978, с. 35−41.

131. Страут Е. К. Учебные задания по астрономии (для X класса). -М., 1981.- 42 е. В надзаг.: АПН СССР. НИИ содерж. и методов о бучения. -Рот апринт.

132. Талызина Н. Ф. Управление процессами усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.

133. Тер-Огенезов В.Т. 0 преподавании астрономии в среднейшколе. Мироводение, 1937, т. 26, $ 2, с. 82−85.

134. Тюфанов Ю. Н. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в процессе самостоятельной. работы по физике: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1977.- 187л.- В надзаг. :АПН СССР. НИИ содержания и методов обучения.

135. Управление познавательной деятельности учащихся- Сб. статей/ Под. ред. П. Я. Гальперина и П. Ф. Галызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 262 с.

136. Управляемое формирование психических процессов: Сб. статей/ Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 198 с.

137. Усова А. В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование учащихся научных понятий. (На материале курса физики первой ступени). Автореферат докт. дисс. Челябинск, 1969.

138. Усовершенствованные программы по физике.- Физика в школе, 1981, j& I, с. 6.

139. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972. — 152 с.

140. Фильков Ю. С. Воспитание познавательных интересов учащихся 6−7 классов во внеклассной работе: Лвтореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1958. 16 с. — В надзаг.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена.

141. Формирование коммунистического мировоззрения школьников/ Под ред. д. чл. АПН СССР проф. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.

142. Хасанбаев Ж. Научно-атеистическое воспитание в вечерних (сменных) школах: Метод, пособие для директоров и учителей вечерних школ. Ташкент: Укитувчи, 1970. — 69 с. — На узб. яз.

143. Цесевич В. П. Переменные звезды и их наблюдение. -Наука, 1980. 174 с.

144. Цесевич В. II. Что и как наблюдать на небе. 5-е изд. -М.: Наука, 1979. — 302 с.

145. Чертков А. Б., Комаров В. И. Беседы о религии и атеизме: Книга для учителей. №.: Просвещение, 1975. — 263.

146. Шакиров Г. Атеистическое знатюние освоение космоса. -Ташкент- Объед. изд-во Ц К Компартии Узбекистана, 1969. 14 с.

147. Шевченко B.C. Астрономия и религия. Ташкент: Объед. изд-во Ц К Компартии Узбекистана, 1966. — 28 с. -На узб. яз.

148. Шкловский И. С. Звезды. Их рождение, жизнь и смерть. -2-е изд. М.: Наука, 1977. — 381 с.

149. Школьный астрономический календарь (издается ежегодно). -М. :Просвещение.

150. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.

151. Щукина Г. И. Познавательный интерес актуальная проблема современной дидактики. — Сов. педагогика, 1979, 8, с. 47−53.

152. Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Ы.: Знание, 1972. — 32 с.

153. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1969. — 41 с. В надзаг.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена.

154. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -Гл.: Педагогика, 1971. 351 с.

155. Щульгина Т. М. О состоянии преподавания астрономии в школе. Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина, 1957, т. 118, вып. 3, с. 83−97.

156. Эдигаров О. С., Чекалиди В. Д. О специфичности атеистического воспитания учащейся молодежи. Сов. педагогика, 1980, № 7, с. 69−71.

157. Ян Гевелий. Атлас звездного неба (Редакция и вступительная статья академика АН УзССР В.П. Щеглова). Ташкент: Фан, 1978. — 117 с.

158. Ярошевский М. Г., Зорина Л. Я. История науки и школьное обучение. №.: Знание, 1978. — 48 с.

159. Яхно Г. С. Наблюдение и практические работы по астрономии в средней школе. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1978. 65 с.

160. Яхно Г. С. Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы: Дис. канд. пед. наук. -М.- 1966. -227 л. В надзаг.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.

161. Са-гга. с/е. Усшэс. Its pens-еиг de? dsPam, Parist 19V, vol. 3, t 400p.1. ПРЙЛОЕЕНИЯ

162. Распределение самостоятельных учебных наблюдений по темам курса астрономии

Заполнить форму текущей работой