Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Теория и методика профессионального образования
Страниц:
217
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность исследования. Информатизация органов государственной власти и органов местного самоуправления является приоритетным направлением развития конкурентоспособного общества в условиях реформирования государственного и муниципального управления Российской Федерации, одной из целей которого является комплексное внедрение информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) во все сферы профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих.

Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления в исследовании понимается организационный процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования ресурсов [76].

Информатизация органов государственной власти предоставляет принципиально новые возможности для комплексной модернизации всей системы государственного управления, связанной с повышением эффективности и результативности работы органов государственного управления. Основные направления информатизации государственного, регионального и муниципального управления нашли соответствующее отражение в Стратегии развития России до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы & laquo-Электронная Россия (2002−2010 годы)& raquo-, Стратегии национальной безопасности России, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Государственной программе & laquo-Информационное общество (2011−2020 годы)& raquo-, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.

Перечисленные выше нормативно-правовые документы предусматривают внедрение в деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих технологий электронного взаимодействия с обществом в форме организации открытого интерактивного диалога, а также создание единой системы информационно-справочной поддержки населения по вопросам предоставления электронных государственных услуг, подготовку и переподготовку государственных гражданских и муниципальных служащих в аспекте ИКТ.

Несмотря на то, что реализация федеральной целевой программы & laquo-Электронная Россия& raquo- и Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года уже завершилась, вопросам профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих в области использования ИКТ до сих пор не придавалось должного значения, которое соответствовало бы уровню поставленных задач (Е. В. Иванова, Э. А. Нехвядович, П. В. Самолысов). Сегодня в рамках реализации федеральной целевой программы & laquo-Информационное общество (2011−2020 годы)& raquo- четко обозначены приоритетные направления информатизации всех отраслей государственной экономики, которые влекут за собой необходимость целенаправленной, системноорганизованной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих, обладающих высоким уровнем компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентность).

В условиях современного глобального информационного общества массовой коммуникации вопрос о квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в области ИКТ остается открытым, поскольку уровень ИКТ-компетентности выпускников не в полной мере соответствует требованиям общества к специалисту в области управления.

Таким образом, перед вузами стоит приоритетная задача подготовки высококомпетентных в области ИКТ государственных гражданских и муниципальных служащих, способных выполнять свои профессиональные обязанности предоставления государственных и муниципальных услуг в условиях электронного государства.

Степень разработанности проблемы.

На актуальность проблемы применения ИКТ в деятельности управленцев различного уровня указывают исследования А. Г. Грязновой, Т. Демарка, В. И. Сафина, У. Шарпа и других. В них показана необходимость грамотного владения менеджерами современными ИКТ для принятия обоснованных управленческих решений в условиях глобальной информатизации общества, органов государственной власти в частности.

Рассмотренные нами научные работы таких ученых, как И. Е. Вострокнутов, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, А. Е. Поличка, И. В. Роберт, И. Д. Рудинский и др., содержат данные об основных направлениях осуществления профессиональной подготовки специалиста в аспекте использования ИКТ в образовательной деятельности, организованной на разных ее этапах, о задачах информатизации образовательного процесса.

В научных трудах отечественных исследователей, таких как Г. В. Атаманчук, Н. И. Глазунова, В. А Козбаненко, В. В. Лобанов, Л. В. Сморгунов, очерчены вопросы профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих, а также обозначены проблемы реформирования государственного управления России.

Проблема профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода получила широкое освещение в трудах таких ученых, как В. И. Байденко, С. Я. Батышев, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. Равен, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, А. В. Хуторской и др., выявляющих определенный состав компетентностей, необходимый выпускнику вуза для решения профессионально-значимых задач в соответствии с ГОС ВПО третьего поколения.

Исследуя проблему формирования ИКТ-компетентности специалиста, можно констатировать, что в настоящее время наиболее актуальными в изучении данной проблемы оказались исследования ученых и педагогов, среди которых стоит выделить М. Г. Дзугоеву, О. Б. Зайцеву, Е. В. Иванову, Т. А. Лавину, М. Б. Лебедеву, И. В. Роберт, О. Н. Шилову и других, которые отмечают, что от уровня сформированности ИКТ-компетентности зависит эффективность будущей профессиональной деятельности.

Однако проведенный анализ позволяет говорить о необходимости уточнения сущности и содержания ИКТ-компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих, учитывая место ИКТ в структуре органов государственной власти и их реальное состояние информатизации.

Проблематика профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих применительно к области ИКТ отражена в трудах В. И. Лойко, Н. В. Макаровой, В. С. Рожнова, A.M. Семенова, С. В. Симонович, И. Т. Трубилина, Г. А. Титоренко и других. Данными исследователями сформулирована система педагогических целей и описано содержание подготовки студентов в области ИКТ в рамках профессионального обучения в вузе.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, практики работы вузов в рассматриваемом аспекте, состояния информатизации государственного и муниципального управления позволяет говорить о необходимости решения вопроса формирования ИКТ-компетентности у государственных гражданских и муниципальных служащих на этапе вузовского обучения.

Вышеизложенное позволяет выделить следующие противоречия между:

1). объективной потребностью сферы государственного и муниципального управления в специалистах, готовых и способных к эффективной деятельности в условиях электронного государства, и несоответствующим этой потребности уровнем сформированности у нихИКТ-компетентности-

2). стоящей перед вузами задачей формирования ИКТ-компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих и неразработанностью теоретического и экспериментального обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективное решение этой задачи.

Опираясь на сформулированные нами противоречия была определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих?

Важность и актуальность поднятой в рамках диссертационного исследования проблемы, необходимость поиска определенных альтерНахив в разрешении выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: & laquo-Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-.

Цель исследования заключалась ввыявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

Объект исследования: процесспрофессиональной подготовки в вузе государственных гражданских и муниципальных служащих в области ИКТ.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

Диссертационноеисследованиеопирается на гипотезу, основанную на том, что эффективное формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у государственных гражданских и муниципальных служащих обеспечивают следующие педагогические условия:

1) введение в образовательный процесс спецкурса & laquo-Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-, созданного на основе модульной структуры содержания с учетом специфики профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих-

2) развитие внутривузовской информационно-коммуникационной образовательной среды за счет включения в ее состав средств информационных и коммуникационных технологий, способных моделировать профессиональную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих-

3) создание и применение профессионально-ориентированного комплекта учебных заданий для изучения дисциплин информационного цикла.

Для оптимального достижения поставленной цели и проверки вышеобозначенной гипотезы мы посчитали необходимым решить следующие задачи: раскрыть сущность и содержание компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у государственных гражданских и муниципальных служащих- выявить и научно обосновать компоненты, основные показатели и охарактеризовать уровни сформированности компонентов компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у государственных гражданских и муниципальных служащих- определить основные направления профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, обусловленные информатизацией органов государственной власти и местного самоуправления- теоретически обосновать педагогические условия формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у государственных гражданских и муниципальных служащих- осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий.

В качестве методологического базиса исследования были использованы философские, психологические, педагогические концепции, выявляющие общенаучные категории & laquo-компетенция»-, & laquo-компетентность»-- концепция информатизации образования-теория модульногообучения- положения личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании.

За теоретическую основу исследования были взяты научные труды исследователей в области педагогики и психологии, разрешающие проблемы оптимизации процессов профессионального обучения (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Р. С. Немов, А. М. Пышкало, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и другие) — информатизации образования (С. А. Бешенков, Л. Л. Босова, И. Г. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, Т. А. Лавина, Л. П. Мартиросян, И. В. Роберт и др.)-подготовки менеджеров в области управления (Н. Д. Беляев, Н. И. Гончар, В. А. Кочанов, М. С. Латков, Т. В. Мазуряк, О. Е. Узун, В. Т. Устименко, И. В. Чаплыгина и др.) и использования ИКТ в профессиональной деятельности (М. Л. Груздева, А. Л. Денисова, Ж. В. Иноземцева, О. А. Козлов, Н. В. Макарова и др.) — профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих (М. А. Абросимова, Е. А. Барбашин, А. А. Деркач, Е. В. Иванова, Г. А. Титоренко, Е. С. Устинович).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

— Закон Российской Федерации & laquo-Об образовании& raquo- от 10. 07. 1992 № 3266−1 (ред. от 03. 12. 2011) и Федеральный закон & laquo-О высшем и послевузовском профессиональном образовании& raquo- от 22. 08. 1996 № 125-ФЗ (ред. от 06. 10. 2011) —

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования квалификации & laquo-Менеджер»- по специальности 61 100 & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo--

— Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования квалификации & laquo-Бакалавр»- по направлению подготовки 81 100 & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo--

Государственная программа Российской Федерации & laquo-Информационное общество (2011−2020 годы)& raquo-, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

— Распоряжение от 2 декабря 2011 г. № 2161-р Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Государственную программу & laquo-Информационное общество (2011−2020 годы)& raquo--

— Стратегия развития России до 2020 года-

— Концепция федеральной целевой программы & laquo-Электронная Россия (2002−2010 годы)& raquo--

— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации& raquo--

— Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 1184 & laquo-О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде-

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2387 & laquo-О прилагаемой концепции создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем& raquo--

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.

Процесс комплексного решения поставленных нами задач осуществлялся за счет интеграции методов, среди которых мы отмечаем следующие:

— теоретические, заключающиеся в проведении анализа и синтеза психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературы по проблеме проводимого исследования- анализа государственного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования применительно к системе профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих в условиях вуза- анализ учебных программ, учебно-методических источников- проведение оценки и обобщения опыта преподавания дисциплин информационного цикла-

— экспериментальные, используемые для проведения педагогического эксперимента: методы прямого и косвенного наблюдения, анкетирования, собеседования, тестирования, констатирующего и формирующего этапов эксперимента- осуществление количественного и качественного анализа с использованием методов математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определена сущность компетентности в области информационных и коммуникационных технологий государственных гражданских и муниципальных служащих как профессиональная личностно-деятельностная характеристика-

— выделены компоненты компетентности в области информационных и коммуникационных технологий — мотивационный, когнитивный и деятельностный, определены и охарактеризованы показатели, уровни сформированности компонентов компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у государственных гражданских и муниципальных служащих-

— выделены и описаны основные направления профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, обусловленные глобальной информатизацией органов государственной власти и местного самоуправления-

— обоснованы педагогические условия эффективного формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у государственных гражданских и муниципальных служащих.

Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В исследовании раскрыты сущностно-содержательные характеристики компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих в области ИКТ- определены и обоснованы компоненты, показатели, охарактеризованы уровни сформированности компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (низкий, средний, высокий), научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий государственных гражданских и муниципальных служащих.

Результаты исследования могут выступить как серьезный фундамент совершенствования теоретических и методических подходов в профессиональной подготовке и переподготовке кадров государственной гражданской и муниципальной службы в аспекте формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что введение в образовательный процесс вуза разработанного автором спецкурса & laquo-Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-, содержащего контрольно-измерительные материалы, профессионально-ориентированный комплект учебных заданий для изучения дисциплин информационного цикла, способствует совершенствованию процесса профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается рассмотрением проблемы исследования в педагогической науке с последующим анализом ее состояния- использованием комплексной методики исследования, соответствующей природе поставленной нами проблемы и адекватной его объекту, предмету, целям и задачам- репрезентативностью экспериментальных данных и их значимостью- получением положительной динамики уровня сформированности компетентности в области ИКТ государственных гражданских и муниципальных служащих.

Апробация и внедрение. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором, общим объемом 6, 7 п. л. (всего 19 работ, в том числе три — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ) (21, 'www.gdz-mir.ru').

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на региональных научно-практических конференциях: I региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых преподавателей & laquo-Современное российское общество и государство: от традиций к инновациям& raquo- (Чебоксары, 2008 г.)-1У региональная научно-практическая конференция & laquo-Социокультурные аспекты стратегического развития региона& raquo- (Чебоксары, 2008 г.) — II региональная научно-практическая конференция учащейся молодежи & laquo-Научное творчество молодежи — будущему России и Чувашии& raquo- (Чебоксары, 2010 г.) — Региональная научно-практическая конференция & laquo-Перспективы развития кадрового потенциала в системе государственного и муниципального управления в Чувашской Республике& raquo- (Чебоксары, 2011 г.) — всероссийских научно-практических конференциях: У Ш Всероссийская научно-практическая конференция & laquo-Информатизация образования: региональный аспект& raquo- (Чебоксары, 2010 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция & laquo-Проблемы применения информационных технологий в системе профессионального образования и экономике& raquo- (Чебоксары, 2010 г.) — I Всероссийская научно-практическая конференции & laquo-Инновационная парадигма и кадровый потенциал в сфере государственного управления современной России& raquo- (Чебоксары, 2010 г.) — Всероссийская научнопрактическая конференция & laquo-Проблемы применения информационных технологий в системе профессионального образования и экономике& raquo- (Чебоксары, 2011 г.) — II Всероссийская научно-практическая конференция & laquo-Эффективность, результативность и качество государственного муниципального управления& raquo- (Чебоксары, 2011 г.)-III Всероссийская научно-практическая конференция & laquo-Изменение системных координат российской государственности: исторические дилеммы и содержательные вызовы& raquo- (посвященная 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина, Чебоксары, 2012 г.)-Всероссийская научно-практическая конференция & laquo-Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании& raquo- (Чебоксары 2012 г.) — с международным участием/Международная научно-практическая конференция & laquo-Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования& raquo- (Архангельск, 2012 г.)-обсуждались на заседании кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО & laquo-Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева& raquo-, а также на заседаниях кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и на методологических семинарах ФГБОУ ВПО & laquo-Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации& raquo- (Чебоксарский филиал). Материалы исследования внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВПО & laquo-Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации& raquo- (Чебоксарский филиал).

На защиту выносятся следующие положения:

1) компетентность государственных гражданских и муниципальных служащих в области информационных и коммуникационных технологий -это интегративная профессиональная личностно-деятельностная характеристика, включающая устойчивую положительную мотивацию, потребность в успешной профессиональной деятельности и непрерывном самосовершенствовании в условиях информатизации органов государственной и муниципальной власти- комплекс систематизированных научных знаний о возможностях ИКТ для обеспечения деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих с учетом ее специфики- практическиеумения и навыки применения ИКТ в процессе комплексного принятия обоснованных управленческих решений государственными гражданскими и муниципальными служащими-

2) в структуре компетентности в области информационных и коммуникационных технологий государственных гражданских и муниципальных служащих выделяются три компонента:

— мотивационный — направленность государственных гражданских и муниципальных служащих на осуществление информационной деятельности для упрощения процедур электронного взаимодействия общества и государства, стремление к самосовершенствованию в области ИКТ-

— когнитивный — теоретические знания в области ИКТ в ракурсе использования их возможностей как инструментария обеспечения деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих с учетом ее специфики-

— деятельностный — владение навыками и способами применения ИКТ в процессе профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих-

3) эффективность профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих в ракурсе использования ИКТ в профессиональной деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

— введения в образовательный процесс спецкурса & laquo-Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-, созданного на основе модульной структуры содержания с учетом специфики профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих-

-развития внутривузовской информационно-коммуникационной образовательной среды за счет включения в ее состав средств ИКТ, способных моделировать профессиональную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих-

— создания и применения профессионально-ориентированного комплекта учебных заданий для изучения дисциплин информационного цикла.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Опираясь на теоретически аргументированные и практически проверенные посредством эксперимента педагогические условия, описанные в первой главе данного диссертационного исследования, способствующие эффективному формированию ИКТ-компетентности будущих государственных гражданских и муниципальных служащих, выявленные возможности ИКТ в профессиональной деятельности будущих специалистов осуществлено тематическое планирование спецкурса"Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-.

В задачи педагогического эксперимента входила проверка уровня сформированности ИКТ-компетентности будущих специалистов государственного и муниципального управления. Экспериментальная работа проходила в три этапа: были проведены констатирующий, формирующий и обобщающий эксперименты.

Эксперимент осуществлялся на базе факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО & laquo-Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации& raquo- (Чебоксарский филиал). В нем приняли участие студенты специальностей & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- в количестве 68 человек.

В процессе осуществления адаптации системы оценки уровней овладения действиями (В.П. Беспалько) в аспекте использования ИКТ будущими государственными гражданскими и муниципальными служащими, нами были выделены следующие уровни сформированности ИКТ-компетентности будущих управленческих кадров: низкий, средний и высокий.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение первоначального уровня развития всех компонентов ИКТ-компетентности. В эксперименте принимали участие две группы студентов 4 курса специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo-: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ), в каждой группе по 34 студента. Использование анкет диагностировало уровень развития мотивационного компонента ИКТ-компетентности, применение тестов -когнитивного компонента указанной компетентности, выполнение практических заданий — деятельностного компонента.

Получение соответствующих оценок по трем уровням сформированности, выделенных в диссертационном исследовании, опиралось на использование коэффициента усвоения: К=а/Р, где К -коэффициент усвоения, а — число правильно выполненныхстудентами операций, Р — образец полного и правильного выполнения действий. Мы использовали следующие соотношения для того, чтобы распределить значения по трем исследуемым уровням: низкий — К& lt-0,7- средний -0,7& lt-К<-0,85- высокий — 0,85& lt-К<-1.

Экспериментальные данные показали, что начальный уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, у большинства студентов уровень сформированности компетентности низкий и средний, как для мотивационного, так и для когнитивного и деятельностного компонентов.

На констатирующем этапе эксперимента нами был использован критерий Колмогорова-Смирнова с целью осуществления проверки гипотезы о равенстве законов распределения набранных баллов в контрольной и экспериментальной группах. Применение данного критерия с вероятностью 95% выявило, что на начальном этапе педагогического эксперимента существенных различий в уровне сформированности ИКТ-компетентности студентов не имеется.

В течение формирующего этапа эксперимента проводились занятия со студентами обеих групп по дисциплине & laquo-Информационные технологии управления& raquo-. Проведение учебных занятий в контрольной группе осуществлялось в соответствии с ГОС ВПО, в экспериментальной группе реализовывались педагогические условия предложенные и обоснованные нами и одновременно проводились занятия в рамках спецкурса & laquo-Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-.

В процессе проведения повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах на обобщающем этапе эксперимента выявлялся достигнутый студентами уровень сформированности ИКТ-компетентности. Данные, полученные нами, подтверждают вывод о том, что к концу педагогического эксперимента в обеих группах произошли определенные сдвиги в росте уровня сформированности ИКТ-компетентности по всем ее компонентам. Но стоит отметить наиболее ощутимый сдвиг в экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы, где можно было наблюдать лишь незначительные изменения.

Сравнение распределений полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента с помощью критерия Пирсона показало, что в контрольной группе они не различаются при уровне значимости.

Результаты проведенной диагностики студентов контрольной группы до и после эксперимента не дают достаточных оснований для отклонения предположения о том, что уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов контрольной группы не изменился в конце эксперимента. По результатам диагностики студентов экспериментальной группы была принята гипотеза о том, что обе выборки (до и после эксперимента) не принадлежат одной генеральной совокупности. Уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов экспериментальной группы изменился после проведения формирующего этапа эксперимента.

Для проверки гипотезы о различии состояний изучаемого свойства у студентов контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе эксперимента использовался критерий Колмогорова-Смирнова. На основе данного критерия с вероятностью 95% показано, что объекты экспериментальной группы стохастически больше объектов контрольной группы по состоянию изучаемого свойства по всем трем компонентам компетентности.

Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования: теоретически выявленные и практически реализованные педагогические условия обеспечивают процесс более действенного формирования ИКТ-компетентности будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный нами анализ научной литературы в рамках исследования проблемы формирования ИКТ-компетентности будущих государственных гражданских и муниципальных служащих сделал возможным отметить основные характерные черты профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих в аспекте использования ИКТ.

2. Под ИКТ-компетентностью государственных гражданских и муниципальных служащих мы понимаем интегративную профессиональную личностно-деятельностную характеристику, включающую устойчивую положительную мотивацию, потребность в успешной профессиональной деятельности и непрерывном самосовершенствовании в условиях информатизации органов государственной и муниципальной власти- комплекс систематизированных научных знаний о возможностях ИКТ для обеспечения деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих с учетом ее специфики- практические умения и навыки применения ИКТ в процессе комплексного принятия обоснованных управленческих решений государственными гражданскими и муниципальными служащими.

3. Анализ ГОС ВПО и ФГОС ВПО для студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- позволил сделать вывод о несоответствии содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предусмотренным требованиям к квалификационной характеристике выпускников в аспекте применения ИКТ в профессиональной деятельности, связанной с государственным и муниципальным управлением. Поэтому возникает необходимость формирования ИКТ-компетентности у будущих специалистов государственной гражданской и муниципальной службы с целью приведения в соответствие реальных знаний, умений, навыков, компетентности студентов в области ИКТ, приобретаемых в процессе обучения в вузе, к установленным в стандартах квалификационным характеристикам выпускников.

4. ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих обладают следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между гражданами и хозяйствующими субъектами на основе предоставления интерактивных услуг, реализуемых в форме открытого диалога-

— создание информационных каналов общения в форме Web-портала электронного правительства, предоставляющего доступ к информационным ресурсам центральных органов власти, необходимых гражданам и хозяйствующим субъектам-

— предоставление транзакционных услуг в форме системы электронных платежей, обеспечивающей проведение денежных транзакций и сопряженной с банковскими системами и автоматизированными информационными системами управления федеральными целевыми программами и национальными проектами-

— использование систем автоматизации офиса, реализуемые в форме компьютерных систем, служащих для организации и повышения производительности труда государственных гражданских и муниципальных служащих, имеющие в своем составе программные модули поддержки электронного документооборота, технологий баз данных, текстового поиска, электронной почты и телеконференций, интеллектуального анализа данных, машинного перевода текстов, web-технологии, геоинформационные системы-

— использование менеджерских информационных систем (МИС), поддерживающие функции планирования, контроля и принятия управленческих решений при подготовке типовых отчетов-

— использование экспертных систем, баз знаний, систем поддержки и принятия решений для подготовки данных, выработки управленческих решений и автоматизации аналитической работы с привлечением сложных аналитико-математических, оптимизационных и статистических моделей-

— использование системы обработки знаний как автоматизированную систему, способствующую созданию и интеграции новых знаний- обеспечение информационного обслуживания управления государством за счет организации функционирования информационно -аналитических и ситуационных центров-

— обеспечение автоматизации ввода данных, формирования баз данных, составления и анализа планов- архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования.

5. Содержание профессиональной подготовки студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- по разработанному автором спецкурсу & laquo-Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo- включает следующие модули:

Модуль I. Теоретические основы использования ИКТ государственными гражданскими и муниципальными служащими в профессиональной деятельности. Организация и средства ИКТ обеспечения управленческой деятельности.

Модуль II. Реализация инновационного потенциала ИКТ государственными гражданскими и муниципальными служащими в аспекте информатизации государственного и муниципального управления.

Модуль III. Правовые аспекты в сфере информационных технологий.

Модуль IV. Организация информационной безопасности в автоматизированных информационных системах.

Модуль V. Организация информационного взаимодействия государственных гражданских и муниципальных служащих с гражданами в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей.

Модуль VI. Вопросы экономической эффективности территориальных информационных систем управления.

В качестве цели, которую мы ставили в рамках осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов государственного и муниципального управления выступает формирование высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- включает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Особенность каждого компонента обусловлена спецификой профессиональной деятельности.

С учетом развития этих компонентов выделяются три качественно различающихся уровня сформированности ИКТ-компетентности — низкий, средний и высокий.

6. Педагогическими условиями эффективного формирования ИКТ-компетентности студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- являются:

— внедрение в образовательный процесс спецкурса & laquo-Применение ИКТ в профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих& raquo-, созданного на основе модульной структуры содержанияс учетом специфики их профессиональной деятельности- осуществление подготовки студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- в условиях насыщенной информационно-коммуникационной образовательной среды вуза, включающей в свой составсредства ИКТ, способные моделировать будущую профессиональную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих- создание и применение профессионально-ориентированного комплекта учебных заданий для изучения дисциплин информационного цикла будущими государственными гражданскими и муниципальными служащими.

7. Эффективность педагогических условий формирования ИКТ-компетентности студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- подтверждена результатами педагогического эксперимента. Большинство студентов экспериментальной группы достигло высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности.

Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с совершенствованием процесса формирования ИКТ-компетентности студентов специальности & laquo-Государственное и муниципальное управление& raquo- в соответствии с уровнем развития ИКТ и информатизации системы государственного и муниципального управления на разных ступенях профессионального образования.

161

Показать Свернуть

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.

1.1. Сущностные характеристики компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

1.2. Характеристика возможностей информационных и коммуникационных технологий в аспекте использования. будущими государственными гражданскими и муниципальными служащими.

1.3. Анализ деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих в условиях информатизации органов государственной власти и местного самоуправления.

1.4. Педагогические условия формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.

2.1. Методические подходы реализации формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

2.2. Содержание и ход экспериментальной работы по формированию компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у будущих государственных гражданских и муниципальных служащих.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: закон РФ N 3266−1 (с изм., внесенными Федеральным законом от 02. 02. 2011 2-ФЗ и вступившими в силу 15. 02. 2011). М.: КНОРУС, 2011. — 80 с.

2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ: текст с изм. и доп. от 06. 10. 2011 Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. garant. ru/doc/law// (дата обращения 14. 05. 2012)

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4. — 175 с.

4. Стратегия развития России до 2020 года Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. garant. ru/doc/law// (дата обращения 24. 12. 2012)

5. Электронная Россия (2002−2010 годы): концепция федеральной целевой программы Электронный ресурс. Режим доступа: http:/. -govemment. consultant. ni/. (flaTa обращения 16. 10. 2012)

6. Абросимова, М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие / М. А. Абросимова. М.: КНОРУС, 2011. -256 с.

7. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник / под общ. ред. И. Т. Трубилина. М.: Финансы и статистика, 2001. — 416 е., ил.

8. Автоматизированные системы обработки финансово-кредитной информации: учебник / под ред. В. С. Рожнова- М.: Финансы и статистика, 1990. 255 с.

9. Акмеология в системе деятельности государственных служащих / под ред. Деркача А. А. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 223 с.

10. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. -214 с.

11. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

12. Багдуева, А. В. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. В. Багдуева. -Улан-Удэ, 2006. 23 с.

13. Байденко, В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

14. Барбашин, Е. А. Информационная компетентность государственных служащих / Е. А. Барбашин, Е. С. Устинович // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. — № 10 — С. 48.

15. Батышев, С. Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С. Я. Батышев// Педагогика. 1998. — № 6. — С. 22−27.

16. Батышев, С. Я. Профессионализм: каким он должен быть / С. Я. Батышев// Профессионал. 1991. — № 9. — С. 7−9.

17. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактические концепции): Монография / В. А. Беликов. -Челябинск: Факел, 1995.

18. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983. -175 с.

19. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии / В. П. Беспалько. -М., ИПОМО Россия, 1995. 336 с.

20. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М., Педагогика, 1989. 191 с.

21. Бешенков, С. А. Информатика и информационные технологий / С. А. Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1995.- 143 с.

22. Бешенков, С. А. Информация, информационные процессы / С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Рактитина// Информатика и образование.- 1998,-№ 8. -С. 39−49.

23. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.

24. Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. 3-е изд., испр., перераб. — М.: Мартин, 2011. — 704 с.

25. Ведеева, О. А. Усвоение содержания образования студентами вузов на основе контекстно-модульного подхода: дис. к-та пед. наук: 13. 00. 08 / О. А. Ведеева. Магнитогорск, 2003. — 172 с.

26. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1991. — 207 с.

27. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы: научные труды МИМ ЛИНК. Вып. 2. / А. А. Вербицкий. Жуковский, 2000. — 456 с.

28. Вербицкий, А. А. Контексты содержания образования / А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая. М.: Изд-во & laquo-РИЦМГОПУ им. М. А. Шолохова& raquo-, 2003. -80 с.

29. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

30. Вострокнутов, И. Е. Малые средства информатизации в школьном курсе информатики / И. Е. Вострокнутов, М. С. Помелова// Педагогическая информатика. 2007. — № 3. — С. 19.

31. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: собр. соч.: Т. 3. / Л. С. Выготский. М., 1983.

32. Вяликова, Г. С. Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: автореф. дис. кан. пед. наук / Г. Вилякова. Рязань, 2006. — 40 с.

33. Гальперин, Г. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии / Г. Я Гальперин. М.: Наука, 1996. — 476 с.

34. Гершунский, Б. С. Философия образованиядля ХХ1века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 697 с.

35. Глазунова, Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник / Н. И. Глазунова. М.: Т К Велби — Проспект, 2008. — 560 с.

36. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы / под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М.: РАГС, 1997. — 257 с.

37. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учеб. пособие / под ред. Е. Г. Коваленко. М.: ИНФРА-М, 2006. — 409 с.

38. Государственное управление: основы теории и организации / под ред. В. А. Козбаненко. М.: Статут, 2000. — 912 с.

39. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 273 с.

40. Груздева, М. Л. Теоретические основы и практическая реализация формирования информационной культуры студентов экономических специальностей / М. Л. Груздева // Наука и школа. 2009. — № 5. — С. 1013.

41. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: классическая учебная книга / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 288 с.

42. Демарк, Т. Технический анализ новая наука / Т. Демарк. — 1999. -194 с.

43. Денисова, А. Л. Информационная основа потребительской оценки товаров и услуг: современные методы и подходы: учебное пособие / А. Л. Денисова, Е. В. Зайцев, Н. В. Молоткова. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. ун-та, 2005. — 80 с.

44. Деркач, А. А. Профессиограмма государственного служащего / А. А. Деркач, А. К. Маркова. М.: Изд-во & laquo-РАГС»-, 2000. — 94 с.

45. Дзугоева, М. Г. Постановка и решение задач основа информационной компетентности студентов / М. Г. Дзугоева// Проблемы качества образования. — М.: Изд-во & laquo-Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов& raquo-, 2003. -Кн. 2. — С. 31−36.

46. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. / Дж. Дьюи. -М.: Мир, 1915. -202 с.

47. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Брянск, 2002. — 19 с.

48. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И. Г. Захарова. М.: Издательский центр и Академия, 2003. -192 с.

49. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

50. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 45

51. Иванова, Е. В. Правовая квалификация деривативов: дис. канд. юр. наук: 12. 00. 03 / Е. В. Иванова. М., 2003.

52. Ивойлова, О. Электронное правительство в формате российской действительности / О. Ивойлова // Муниципальная власть. 2007. — № 4. -С. 110−114.

53. Инженерная геодезия. Решение инженерных задач на планах и картах: учеб. пособие / Н. Д. Беляев и др. СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2004. -66 с.

54. Иноземцева, Ж. В. Методика организации информационно-технологической подготовки экономиста-менеджера: дис. канд. пед. наук / Ж. В. Иноземцева. Тамбов, 1999. — 219 с.

55. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-метод. пособ. для пед. вузов / под ред. И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2006. — 374 с.

56. Информационные системы и технологии в экономике: учебник / под ред. В. И. Лойко. М.: Финансы и статистика, 2005. — 416 с.

57. Информационные технологии территориального управления: тематический сборник: в 3 т. Т. 3. Организационно-правовые основы региональной информатизации. М.: ВНИИПВТИ, 2003.

58. Информационные технологии территориального управления: тематический сборник: в 3 т. Т. 2. Основные положения информатизации регионального управления. М.: ВНИИПВТИ, 2003.

59. Информационные технологии территориального управления: тематический сборник: в 3 т. Т. 1. Методические и нормативные материалы по вопросам региональной информатизации. М.: ВНИИПВТИ, 2003.

60. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов / под ред. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2007. — 439 с.

61. Клейносова, Н. П. Применение деятельностного подхода в обучении информатике в профессиональном образовании / Н. П. Клейносова// Информатика и образование. 2008. — № 6. — С. 110−112.

62. Козлов, О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений / О. А. Козлов. Тула: Изд-во МО РФ, 2002. — 328 с.

63. Козырев, В. А. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса: научно-метод. пособие. 2-е изд., доп. / В. А. Козырев, Н. JI. Шубина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 252 с.

64. Кочанов, В. А. Информационно-консалтинговая система колледжа как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалистов: автореф. канд. пед. наук / В. А. Кочанов. М., 2006. — 24 с.

65. Краевский, В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа / В. В. Краевский // Гуманизация образования. 1994. — № 1.

66. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № З. -С. 3−10.

67. Кузнецов, А. А. Учебник в составе информационно-коммуникационной образовательной среды / А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина // Информатика и образование. 2009. — № 6. — С. 3−11.

68. Кузьминых, Т. В. Электронное правительство и информационная компетентность государственных служащих / Т. В. Кузьминых // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш, гос. пед. ун-т. 2010. — № 1(15). — С. 56−59. — 0,3 п. л.

69. Лавина, Т. А. Основные этапы формирования ИКТ-компетентности учителей в системе непрерывного педагогического образования // Мир психологии,-2005. -№ 1. С. 129−136.

70. Лавина, Т. А. Структура и содержание инвариантной подготовки студентов в области информационных технологий / Т. А. Лавина //Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Вып. 12. — С. 60−68.

71. Лаврентьева, И. Б, — Контекстное обучение как инновационная технология / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: Изд-во АТУ, 1995. — 120 с.

72. Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: монография / М. П. Лапчик. -Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999. 294 с.

73. Лапчик, М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: дис. д-ра пед. наук / М. П. Лапчик. -М., 1999.

74. Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.

75. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.

76. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

77. Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика: учебное пособие / В. В. Лобанов. СПб.: Питер, 2004. — 448 с.

78. Мазуряк Т. В. О французском опыте подготовки специалиста менеджера, организатора туризма в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы развития туризма в Уральском регионе. -Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2003. С. 84−102.

79. Мазуряк, Т. В. К вопросу о кадровом состоянии в туристской области // Рабочая программа развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье. -М.: РМАГ, 2003. С. 142−145.

80. Макарова, Н. В. Информатика: учебник / Н. В. Макарова. М.: Финансы и статистика, 2000. — 768 с.

81. Мартиросян, Л. П. Стратегия развития воспитательной работы в негосударственном вузе в условиях модернизации образования // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 2. — С. 48.

82. Масленникова, О. Н. ИКТ-насыщенная образовательная среда: учебно-методическое сопровождение / О. Н. Масленникова // Информатика и образование. -2008. № 1. — С. 82−84.

83. Могилев, А. В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е. К. Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. — 816 с.

84. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Морева. М.: ИЦ & laquo-Академия»-, 2005. — 432 с.

85. Мылова, И. Б. Использование задач в процессе профессиональной информационно-технологической подготовки студентов / И. Б. Мылова // Информатика и образование. 2006. — № 2. — С. 82−88.

86. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

87. Новый словарь иностранных слов / сост. М. Ситникова. 3-е изд. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 301 с.

88. Обучение и развитие / под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.

89. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: ООО & laquo-ИТИ Технологии& raquo-, 2006. — 944 с.

90. Панюкова, С. В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении: дис. доктора пед. наук / С. В. Панюкова. -Москва, 1998. -376 с.

91. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технологии обучения: учеб. для студентов вузов/ И. П. Подласый. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИЦ ВЛАДОС, 2007. — 575 с.

92. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: ИЦ & laquo-Академия»-, 2002. — 576 с.

93. Педагогический словарь. М.: Владос, 2003 — 508 с.

94. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей / Е. С. Полат. -М., 1997.

95. Попова, Г. И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. И. Попова. Краснодар, 2006. — 23 с.

96. Пьяных, Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Пьяных. Томск, 2007. — 23 с.

97. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когнито-центр, 1999.

98. Роберт, И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов. М.: ИИО РАО, 2005.

99. Роберт, И. В. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства. / И. В. Роберт, Ю. А. Прозорова, В. А. Касторнова// Ученые записки ИИО РАО. М., 2002. — Вып. 6. — 198 с.

100. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.

101. Роберт, И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2008. -№ 6. — С. 3−11.

102. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. -М., 2007. -234 с.

103. Роберт, И. В. Технология & laquo-Телекоммуникации»- в образовании / И. В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО. М, 1999. — Вып. 3. — С. 111−125.

104. Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — с. 22−29.

105. Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 6. — С. 63−70.

106. Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2006. — 96 с.

107. Рудинский, И. Д. Технология проектирования автоматизированных систем обработки информации и управления: учебное пособие для вузов / И. Д. Рудинский. М.: Изд-во & laquo-Горячая линия — телеком& raquo-, 2011. — 304 с.

108. Саак, А. Е. Информационные технологии управления: учебник для вузов / А. Е. Саак, Е. В. Пахомов, В. Н. Тюшняков. СПб.: Питер, 2005. -320 е.: ил. — (Серия & laquo-Учебник для вузов& raquo-)

109. Саак, А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / А. Саак, Е. Пахомов, В. Тюшняков // Муниципальная власть. 2008. — № 2. — С. 64−77.

110. Самолысов, П. В. Методическите средства профессиональной подготовки государственных служащих в области информационных технологий с учетом межпредметных связей / П. В. Самолысов. Орел, 2003.

111. Сафин, В. И. Внутиридневная торговая система:5 баллов за успех / Международная Академия Биржевой торговли «Форекс-Клуб», М., 2003. -67 с.

112. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.

113. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.

114. Симонович, С. В. Общая информатика: учебное пособие / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

115. Симонович, С. В. Специальная информатика: учебное пособие / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

116. Скаткин, M. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.

117. Сморгунов, Л. В. Государственная политика и управление: учебник / под ред. Л. В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2007. — 495 с.

118. Талызина, Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1985. — № 12. -С. 34−38.

119. Турбовской, Я. С. Концепция высшего профессионального педагогического образования Электронный ресурс. / Я. С. Турбовский. -Режим доступа: URL: http: //w ww. cd u hmao. m/in Го- 1/3853/24666(дата обращения 10. 12. 2012)

120. Узун, О. Е. Тенденции развития подготовки специалистов в области менеджмента в США, Германии и Англии: дис. канд. пед. наук / О. Е. Узун, М., 1999.

121. Устименко, В. Т. Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном вузе: дис. канд. пед. наук/В. Т. Устименко. М., 1999.

122. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.

123. Философский словарь / под ред.И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -559 с.

124. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л. Ф. Ильичева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

125. Философский энциклопедический словарь: более 3 500 статей / ред,-сост. Е. Ф. Губский — Г. В. Кораблева — В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.

126. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской. М., 2004.

127. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. М.: ИОСО РАО,. 2002. -С. 135−157.

128. Чаплыгина, И. В. Формирование ключевых компетенций студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин в колледже: автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Чаплыгина. -М., 2006. 29 с.

129. Чошанов, М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис. доктора пед. наук / М. А. Чошанов. -Казань, 1996. -368 с.

130. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. -320 с.

131. Шаламова, Т. Н. Модульное обучение: сущность, технология / Т. Н. Шаламова // Биология в школе. 1994. — № 5. — С. 29−32.

132. Шарп, У. Ф. Инвестиции: пер. с англ. / У. Ф. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли, — М.: ИНФРА-М, 2001. 1028 с.

133. Шилова, О. Н. Информационно педагогический тезаурус и его функции в системе профессиональной подготовки специалиста образования: теоретические основы становления / О. Н. Шилова. СПб, 2001. — 158 с.

134. Широких, О. Б. Генезис ценностных ориентаций профессионально-личностной подготовки учителя в России (2-я половина XIX века 90-е гг. XX века): монография / О. Б. Широких. — М.: МПГУ, 2004. — 212 с.

135. Экономика: учебное пособие для вузов / под ред. А. Г. Грязновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА- Единство, 2001. — 822 с.

136. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — С. 59−74.

137. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с. 181. «Handbookonformativeandsummative evaluation of student learning» by Blum, Hastings, Madaus, 1971 McGraw-Hili, inc.

138. Carroll, James (1929), «HetohuarohanuikiataTimiKara, tatau, tatau», Napier, N.Z.: Swailes

139. Modular Programme for Supervisory Development / Prokopenko, I., White, J., Buttel, L., Eckles, R. Switzeland, Geneva. Introduction & Trainer Guide, 1981, — Vol. 1−5.

140. Power D. J. «What is a DSS?» // The On-Line Executive Journal for DataIntensive Decision Support, 1997. — v. 1. — N3.

141. Prokopenko, I., Bittel, L. A Modular Course Format for Supervisory Development II Training and Development Journal. February, 1981.

142. Russel, J. D. Modular Instruction // A guide to the design, solution, utilization and evaluation of modular materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company. — 1974. — 164 p. 182

Заполнить форму текущей работой