Социально-психологические контурыв исследовании гражданской компетентности

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ SOCIAL PSYCHOLOGY
УДК 159.9 ББК Ю9
Юлия Васильевна Борец,
аспирант,
Черниговский национальный педагогический университет им. Т. Г. Шевченко (Чернигов, Украина), e-mail: skrebets-yliya@rambler. ru
Социально-психологические контуры в исследовании гражданской компетентности
В статье рассматривается проблема гражданской компетентности, которая в данном исследовании изучается в 4 наиболее значимых компетенциях: экологической, экономической, моральной и правовой. Каждая из них презентуется 4 компонентами: мотивационным, когнитивным, коммуникативно-поведенческим и в составе Я-концепции. Все компоненты интегрированы в обозначенных компетенциях и в целом представляют содержание гражданской компетентности личности.
Гражданская компетентность рассматривается как уровень зрелости (способности, подготовленности), эрудированности и конгруэнтной сноровки личности (умения, навыки) в осуществлении гражданской и общественной жизни, когда поступки и действия, поведение и деятельность даже в непрофессиональных сферах выполняются согласно правовым и моральным нормам, хозяйственно-экономическим устоям и экологическим основам современного человеку гражданского общества.
Подчеркивая уровень общественной зрелости, квалифицированности, эрудированности и сноровки (умелости и ловкости) осуществлять конгруэнтную в различных сферах жизнедеятельности собственную гражданскую и общественную активность, в данном определении мы опираемся на развитие свойств и качеств личности в:
— активности личности на основе общения, творчества, волевых актов, активной жизненной позиции человека, что выражается в его идейной принципиальности, последовательности, отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела-
— субъективной значимости психологических знаний, умений и навыков, отношений, что исходят от личностной вовлеченности в дело. Такие знания и умения должны быть причастными, комплицитными-
— конгруэнтности поведения и эффективном решении проблем благодаря проникновению, совпадению, соответствию, а не смежности во внутреннем плане, межличностной сфере, общении, общественной деятельности, в стандартных или нетипичных ситуациях-
— психологических позициях личности какустойчивых отношений субъекта к другим, к себе, к ценностям и деятельности, что рассматриваются сквозь призму личностных смыслов деятельности-
— саморазвитии и самосовершенствовании, что в феномене гражданской компетентности проявляется динамичностью саморегулируемой системы, которая предусматривает движение, самоизменения, прогрессивное развитие.
Ключевые слова: гражданская компетентность, компетенции, компоненты гражданской компетентности, личностные и поведенческие составляющие гражданской компетентности.
© Борец Ю. В., 2014
Yulia Vasilyevna Borets,
Post graduate Student, Chernigov National Pedagogical University named after T H. Shevchenko (Chernigov, Ukraine), e-mail: skrebets-yliya@rambler. ru
Social and Psychological Outlines in the Study of Civic Competence
The article deals with the problem of civic competence, which is examined through the four most important competencies such as environmental, economic, moral and legal. Each of them in their display forms is represented by four components such as motivational, cognitive, communicative and behavioral and in the structure of «Self-concept».
All components are integrated into the determined competencies and generally represent meaningful civic competence of personality.
Civic competence is regarded as a level of maturity (ability, readiness), erudition and congruent proficiency of personality (skills and abilities) in implementation of civil and social life, when the deeds and actions, behavior and activities, even in non-professional fields, are carried out according to legal and moral norms, economic and ecological foundations of modern civil society.
Emphasizing the level of social maturity, expertise, erudition and proficiency (skillfulness and dexterity) to provide congruent in different spheres of one’s own civil and social activity, in this definition we rely on the development of traits and qualities of the personality in:
— Activity of the personality on the basis of communication, creativity, volitional acts, active life position of a person that is expressed in his ideological principles, consistency, advocating his views, the unity of word and deed.
— Subjective importance of psychological knowledge, skills and abilities, attitudes that come from personal involvement in the case. Such knowledge and skills must be relevant, complicit.
— Congruence of behavior and effective solving of the problems due to the penetration, concurrency, concordance but not internal adjacency, interpersonal sphere, communication, social activities, in standard or atypical situations.
— Psychological position of a person as sustainable attitudes to others, to oneself, to the values and activities that are seen through the prism of significance of personal activity.
— Self-development and self-improvement that in the phenomenon of civic competence are manifested as a dynamic self-regulatory system that provides movement, selftransformation, and progressive development.
Keywords: civic competence, competencies, components of civil competence, personal and behavioral components of civic competence.
Каждый исторический этап развития общества со своими политическими, экономическими и социальными проблемами выдвигает новые требования к личности, актуализирует её определённые социально-психологические свойства. Общественно-экономические преобразования, быстротечность политических, экономических, правовых процессов, как и динамичность современной жизни вообще, требуют от обычного человека соответствующей активности, определённой гражданской позиции, эрудированности, компетентности. К тому же на этапе радикальных социально-экономических преобразований возрастает роль личностной активности, ответственности, гражданской зрелости.
Поэтому в последнее время растёт внимание психолого-педагогической науки к изучению различных проявлений жизнетворче-ства, личностных позиций, жизненной компе-
тентности как предпосылок на пути личности к успешной адаптации и взаимодействию с окружающим миром. Жизненная компетентность является сочетанием сознательно и целенаправленно приобретённых знаний, достаточных для понимания закономерностей развития общества и своего места в нем, с собственным жизненным опытом и умением уместного его применения для обеспечения успешной жизнедеятельности. Жизненная компетентность — широкое понятие, включающее компетентность в различных сферах человеческой деятельности. Речь идет о том, что личность должна не только владеть определёнными знаниями, умениями, навыками, но и быть способной их использовать в качестве инструмента для решения жизненных проблем, достижения личностных притязаний, выполнения социальных ролей [2].
Понятие компетентности является не чем иным, как сочетанием знаний, умений, ценностей и отношений, применяемых в повседневной жизни [17], позволяющее личности эффективно действовать или выполнять определённые функции, направленные на достижение социальных стандартов не только в различных сферах профессиональной деятельности [6], но и в широкой сфере общественной практики.
В психологической науке и практике слово «компетентность» вошло в обращение сравнительно недавно и стало разрабатываться по отношению к той или иной профессиональной деятельности (например, «психологическая компетентность педагога» [1- 6- 8- 18- 19]), а также относительно квалифицированного подхода в образовании («компетентностный подход» [3- 4]), высокого уровня мастерства, профессионализма [8]. По содержанию гражданская компетентность является понятием, которое относится, преимущественно, к психологической категории явлений общественно-гуманитарной практики.
Психологическая компетентность даже в одной только психологии (а есть ещё философские, социологические, педагогические, медицинские дефиниции [2- 5]) определяется несколько по-разному. Но почти все учёные, работавшие с ней, сходятся в одном — это психическое образование личности, которое включает в себя специфические знания, мышление и практические умения, навыки, являющиеся своеобразным рядом личностных проявлений и исходят из модели человеческой деятельности [1- 3- 9], межличностного взаимодействия [11- 14], эффективных решений, бытовой и профессиональной деятельности [12- 13].
Если эрудированность и сфера мировоззренческого знания всегда должны наполнять психологическую компетентность, то практические навыки и умения, которые занимают в ней особое место, связаны непосредственно с конкретной деятельностью, где компетентность должна проявляться. Надо заметить, что разработка проблемы психологической компетентности на современном этапе в основном осуществляется в сфере той или иной профессиональной деятельности. Нам важно понять этот опыт, чтобы перенести основные тенденции в сферу гражданской компетентности.
Рассмотрим узловые вопросы гражданской компетентности в основных сферах жизнедеятельности. Очевидно, что гражданская компетентность является значимой социаль-
но-психологической характеристикой личности современного человека. Однако её формирование и развитие имеют свои проблемы и трудности в связи с отсутствием чёткого понимания сущности, структуры и форм проявления данного феномена. Поэтому научнотеоретические и эмпирические исследования гражданской компетентности являются актуальной проблемой современности. Психологические исследования данной категории общественной жизни позволят сделать процесс формирования гражданской компетентности целенаправленным и управляемым.
В определении гражданской компетентности аккумулировано много смыслов, которые обретают общепсихологические значения и могут быть спроецированными преимущественно в плоскость различных личностных структур:
— характеристика личности и активности индивида. Сразу заметим, что речь идет в данном случае не о деятельности, а более широком понятии «активности». Хотя, «активность» рассматривается в основном по отношению к индивиду, а не «личности», однако в контексте общественной жизни это больше звучит, как личностная активность и социальная активность. Психологический словарь А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского [15] объясняет, что активность в психологии определяется как динамическое условие становления, реализации и видоизменений личности, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется обусловленностью выполняемых действий, спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действий, произвольностью, то есть наличием цели (в отличие от «полевого поведения»), надситуативностью (выходом за пределы изначальных целей). Активность личности рассматривается в психологии как способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе общения, творчества, волевых актов. Это есть также активная жизненная позиция человека, что выражается в его идейной принципиальности, последовательности, отстаивании своих взглядов, единства слова и дела.
Социальная активность личности предполагает сознательную, целевую деятельность человека, направленную как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств личности (активной жизненной позиции). Социальная активность личности представляет степень реализации и развития социальных потенций и возможностей человека, его спо-
собностей, знаний, навыков и умений, жизненных целей и задач [7].
Вероятно, что все эти смысловые планы социальной активности имеют то или иное отношение к определению гражданской компетентности, если рассматривать психологическую компетентность в расширенном виде-
— субъективно значимые психологические знания, умения и навыки, отношения, личностные свойства. Здесь можно согласиться с Т. Е. Яценко [19], что знания, умения и навыки соответствующей деятельности находятся в основе любой компетентности, они будут определять содержательный контекст того, в чём будет проявляться компетентность. Отмечая ситуативную детерминацию навыков, автор подчеркивает их субъективную значимость. Это означает, что знания, как и умения должны быть не просто «психологическими», процедурными, профессиональными в осуществлении того дела, в котором проявляется компетентность, а еще и такими, что исходят от личностной вовлеченности в дело. Такие знания и умения должны быть причастными, комплицитными (по терминологии украинского экопсихолога В. А. Скреб-ца [16]), осуществляться глубоко вовлечённо, синпрактически, самоотверженно. В таком случае они приобретают свойства и признаки личностной включённости, личностной компетентности. Этим и объясняются личностные свойства компетентности — сквозь призму комплицитности знаний, умений и навыков компетентность психологизируется соответствующим отношением к делу-
— конгруэнтность поведения и эффективное решение проблем в компетентност-ном контексте приобретает психологический смысл благодаря проникновению, совпадению, соответствию, а не смежности рефлексии сущности явлений и действий компетентного человека в той сфере, где она проявляется: во внутреннем плане, межличностной сфере, общении, профессиональной деятельности, в стандартных или нетипичных ситуациях. Это положение приобретает особое значение в более широком плане компетентности — гражданской, а не только психологической. Это, как и конгруэнтные фигуры, переходящие одна в другую во время их движения, в гражданской компетентности одна сфера бытия у компетентного человека может проникать в другую: моральная- в экологическую, экономическую, правовую, юридическая — в экономическую, экологическую, нравственную, производственную, бытовую и т. д. -
— идея саморазвития и самосовершенствования, как и самореализации личности в феномене компетентности, безальтернатив-
на. Компетентность — динамичная и саморе-гулируемая система, которая предусматривает движение, самоизменения, прогрессивное развитие. Если будет по-другому, компетентность теряется, даже если она и была. Но в случае отсутствия она может приобретаться, совершенствоваться. Личность проявляется и утверждается в собственной компетентности, в ней она приобретает авторитет, развивается, совершенствуется.
Теоретическим конструктом, который может представлять сложную и многогранную социально-психологическую деятельность личности, выступает категория социальнопсихологической компетентности. В научных публикациях в понятие компетентности включают, помимо общей совокупности знаний, ещё и знания возможных последствий конкретного способа воздействия, уровни умений и опыт практического использования знаний [2].
Если речь идёт о более широкой компетентности, чем у педагога, гражданской (которая, кстати, и для педагога должна быть присуща), то категория знаний, как составляющая гражданской компетентности, должна рассматриваться более объёмно и не сводиться только к сфере общения, посредством которого осуществляется учебновоспитательный процесс. Поэтому составляющую «знания» мы переводим в плоскость «эрудированности», имея в виду не только психологическое знания, а знания из других сфер жизнедеятельности (морали, права, экономики, экологии и др.), включённых в современные условия общественной практики человека как гражданина и личности. Но это не снимает значимости психологического знания в гражданской компетентности. Наоборот, психологическое знание только усиливает общую эрудированность, требует от него конгруэнтности — проникновения во все другие знания из других сфер жизни: культурного, морально-этического, духовного, этнического и т. д. К нему относятся не только те требования, что и к психологическому знанию в специальной, скажем, в профессионально-педагогической компетентности, а ещё и специальные — детерминационные (знания о том, что психологически осуществляется под воздействием экономических процессов или юриспруденции), знания собственно процессуальные (о том, как это осуществляется), и ещё знания результирующие (о том, какой результат будет получен от влияния тех же экономических, экологических или правовых факторов на психику человека). Однако формирование и развитие такой компетентности имеет свои трудности из-за отсутствия чёт-
кого понимания сущности, структуры и форм проявления данного феномена. Поэтому научно-теоретические и эмпирические исследования гражданской компетентности являются актуальной проблемой современности. Основательное выяснение данной категории общественной жизни позволит осуществлять процесс ее формирования целенаправленно и управляемо.
Эрудированность в гражданской компетентности, как и профессиональные знания, должна приобретать рефлексивный характер, ведь субъект должен понимать что и на сколько он знает, каким образом владеет им. Но для этого нужно, чтобы психологические знания, эрудиция были включены в систему личностно значимых ценностей и предполагали желание быть компетентным человеком, по-другому они так и останутся на уровне осведомленности [18]-
— психологические позиции как устойчивые системы отношений субъекта к другим, к себе, к ценностям и деятельности. Обсуждать данную структурную компоненту психологической компетентности нужно сквозь призму личностных смыслов деятельности. Действительно, компетентность в любой сфере жизнедеятельности теряет и уровень квалификации действий, поступков или решений, снижается и сноровка личности в их осуществлении, если за ними не просматривается внятная человеческая позиция исполнителя, если нет явной личностной включенности, причастности, комплицитности к сфере, где проявляется компетентность. Это, по сути, то, что мы уже упоминали в связи с компли-цитностью экологического сознания носителя гражданской компетентности. Индифферентное или безразличное отношение к делу не может сделать её эффективной, а значит и компетентной. Личность должна болеть за то, что делается, пытаться выполнять дело, осуществлять образ жизни компетентно, или же оно будет выполняться не компетентно.
Конечно, в компетентностном самоосу-ществлении личности присутствуют элементы эмоционального и оценочного реагирования. Оценочный компонент проявляется в рефлексии результативности или эффективности поведения и деятельности. Только при этих условиях личность может быть признанной компетентной. Всё это не только воспринимается субъектом деятельности, но и переживается. Успех дела, положительные результаты, признание со стороны других, конечно, переживаются положительно и тем самым способствуют развитию компетентности. Но для этого надо иметь желание, интерес и
проявлять определённые усилия. Поэтому в литературе отдельно выделяется мотивационно-волевая и эмоциональная компоненты, как и психологические свойства личности: способности, черты характера, психодинамические особенности индивидуальности. В зависимости от сферы деятельности последние будут перераспределяться по-разному, однако везде нужно иметь устремления к формированию и развитию компетентности. Компетентность, хотя и является личностной характеристикой, но это её деятельностный признак, о наличии которого говорят в случае проявления высокого мастерства, глубокого проникновения в сущность дела, адекватности и эффективности усилий.
Опираясь на изложенное, можно сделать попытку психологического определения в рабочем порядке собственно понятия гражданской компетентности. Гражданская компетентность, с нашей точки зрения, это уровень зрелости (способности, подготовленности), эрудированности и конгруэнтной сноровки личности в осуществлении гражданской и общественной жизни, когда поступки и действия, поведение и деятельность даже в непрофессиональных сферах, выполняются согласно правовым и моральным нормам, хозяйственно-экономическим устоям и экологическим основам современного человеку гражданского общества.
Данным определением мы не избегаем свойств или качеств личности (ведь это относительно постоянные характеристики), но подчёркиваем уровень её зрелости, квалифицированности, эрудированности и сноровки (наличия умений и навыков) осуществлять конгруэнтную, проникающе-совпадающую в различных сферах жизнедеятельности собственную гражданскую и общественную активность. Гражданская компетентность должна достигать различных основных сфер жизнедеятельности человека в обществе: моральных, этических, правовых, экономических, психологических, духовных, экологических, культурных и других проблем общественной практики. В этих и других сферах жизнедеятельности человек может проявлять разную включённость — от заинтересованного отношения до созерцательного, безразличного или индифферентного (отстраненного). В этом будет проявляться комплицитность (причастность) гражданского сознания в его компетентности. Оно (сознание) может быть более или менее ясным, осознанным — эксплицитным (развёрнутым, предметно очевидным) или имплицитным (свёрнутым) в представлениях и действиях [15]. Наконец,
гражданское сознание в компетентностных его проявлениях может быть объёмным, гармоничным, глубоким, а может быть фрагментарным, сегментарным, поверхностным, касающимся какой-то одной предметной сферы. Гражданская компетентность может быть представлена чрезвычайно высоким уровнем (и по глубине, объёму, и по качеству или квалификации), а может отличаться и очень низким уровнем (или в части эрудированности, или со стороны практических действий и поступков). Гражданской компетентности может и не быть, но её всегда желательно формировать, ведь она лежит в основе личностного роста и самореализации, саморегуляции человеческого поведения и деятельности в обществе.
На основании вышесказанного, с целью решения практических задач формирования гражданской компетентности мы считаем целесообразным и необходимым выделить следующие важнейшие её составляющие: морально-этическая, правовая, экономическая и экологическая. Их можно рассматривать как отдельные компетенции гражданской компетентности. Конечно, ими не исчерпывается весь объём того, что содержательно наполняет понятие гражданской компетентности, но каждая из указанных компетенций занимает свой сегмент в личностных смыслах гражданского самосознания людей. Аналитически каждую компетенцию целесообразно рассматривать компонентами в формах проявления: мотивационным проявлением, когнитивным, коммуникативно-поведенческим и в составе Я-концепции.
Мотивационный компонент гражданской компетентности — это мотивы, цели, потребности, стимулы жизнедеятельности личности- наличие интереса к гражданской и общественной жизни- потребности личности в знаниях, в овладении эффективными средствами формирования активной жизненной позиции.
В когнитивный компонент гражданской компетентности следует включить такие качества, как осведомлённость, знания, опыт, что представляет собой систему приобретённых знаний с учётом их глубины, объёма, стиля мышления, норм этики, социальных функций. Данный компонент функционирует в виде средств деятельности, необходимых гражданину для проектирования технологий управления и организации собственной деятельности: конструирования логики процесса- приемов самостоятельного и опера-
тивного решения задач- генерирования идей, нестандартного мышления,
Коммуникативно-поведенческий компонент гражданской компетентности представляет собой наличие умений проведения тематических дискуссий и бесед, ведения переписки- умения общаться по телефону- умения слушать- владение культурой речи, умения обсуждать проект, план, программу, технологический процесс, отвечать, докладывать, отчитываться. Следует отметить, что поведенческая компетенция предполагает также включение в коммуникативный компонент умения ясно и четко выражать свои мысли, убеждать, аргументировать, доказывать, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других, выбирать оптимальный стиль общения в различных бытовых и деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог, способность использовать опыт других, умения прогнозировать развитие межличностных отношений, умения избегать конфликтов. Таким образом, коммуникативно-поведенческая компетенция становится одним из приоритетных качеств современного гражданина, поскольку различные виды деятельности (экономическая, правовая, экологическая, культурологическая) осуществляются в непосредственном контакте с людьми.
Выражение Я-концепции в проявлениях гражданской компетентности осуществляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровни собственного развития, личных достижений- сформи-рованности таких качеств как креативность, инициативность, направленность на сотрудничество, уверенность в себе, способность к самоанализу, прогнозированию, творческому воображению, пониманию собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познанию себя и самореализации в жизни. Я-концепция является регулятором личных достижений, самоуправления, мобильности, мотиватором самопознания, развития рефлексивных способностей и формирования индивидуального стиля работы.
Все названные компоненты интегрируются в выделенные наиболее значимые компетенции (моральную, правовую, экономическую, экологическую) и в целом по существу представляют гражданскую компетентность личности.
Список литературы
1. Амельченко Т. В. Структурно-содержательная модель профессиональной компетентности будущего социального педагога // Педагогическая теория: эксперимент, практика: сб. статей. Иркутск: ИПКРО, 2009. С. 39−52.
2. Архипова С. П. Професійна компетентність і професіоналізм соціального працівника: сутність і шляхи розвитку // Соціальна робота в Україні: теорія та практика. Киев: Аспект-Поліграф, 2004. Вип. 2(7). С. 15−24.
3. Демидова Н. В. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 203 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 240 с.
5. Коблянская Е. В. Социальная компетентность. СПб.: СПбГУ, 1995. 101 с.
6. Компетентнісний підхід у сучасній освіті /під ред. О. В. Овчарук. Киев: К. І. С,
2004. 112 с.
7. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Ланина. М.: Политиздат, 1988. 479 с.
8. Лазаренко Л. А. Новые подходы в исследовании психологической компетентности и профессиональной успешности преподавателя высшей школы // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 75.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
10. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. :
Моск. психол. -соц. ин-т. Воронеж: Модэк, 2002.
11. Низовець О. А. Особистісні детермінанти сформованості комунікативної компетентності студентів-психологів. URL: http: //www. nbuv. gov. ua/portal/Soc Gum/ Vchdpu/psy/2011 94/Nyzov. pdf (дата обращения: 19. 19. 2013).
12. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. М.: Европейский фонд подготовки кадров, 2001. 218 с.
13. Первутинский В. Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов. URL: akmeo. rus. net/index. php? id= 119 (дата обращения: 23. 12. 2013).
14. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды.
М.: Смысл, 2007. 687 с.
15. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.
2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
16. Скребець В. О. Екологічна психологія у віддалених наслідках екотехногенної катастрофи. Монографія. Київ: Слово, 2004. 440 с.
17. Тараненко І. Розвиток життєвої компетентності та соціальної інтеграції //
Кроки до компетентності та інтеграції в суспільство. Киев: Контекст, 2000.С. 37−40.
18. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологиче-ский анализ: дис. … д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2006. 505 с.
19. Яценко Т. Є. Психологічна компетентність як еколого-психологічна характеристика особистості сучасного педагога //Актуальні проблеми психології: зб. наук. праць Інститут психології ім. Г. С. Костюка НАПН України. Т. VII. Екологічна психологія.
Вип. 26. Житомир: Вид: ЖДУ ім. І. Франка, 2011. С. 411−421.
References
1. Amel’chenko T. V. Strukturno-soderzhatel'naya model' professional’noi kompe-
tentnosti budushchego sotsial’nogo pedagoga // Pedagogicheskaya teoriya: eksperiment,
praktika: sb. statei. Irkutsk: IPKRO, 2009. S. 39−52.
2. Arkhipova S. P. Profesuna kompetentmst' і profesіonalіzm sotsіal'nogo pratswnika: sutmst' і shlyakhi rozvitku // Sotsіal'na robota v Ukrairn: teoriya ta praktika.
Kiev: Aspekt-PoHgraf, 2004. Vip. 2(7). S. 15−24.
3. Demidova N. V. Razvitie psikhologicheskoi kompetentnosti studentov — budush-chikh uchitelei: dis. … kand. psikhol. nauk. SPb., 1993. 203 s.
4. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-tselevaya osnova kompetentnosnogo podkhoda v obrazovanii. M.: Issledovatel’skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. 240 s.
5. Koblyanskaya E. V. Sotsial’naya kompetentnost'. SPb.: SPbGU, 1995. 101 s.
6. Kompetentnisnii pidkhid u suchasnii osviti /pid red. O. V. Ovcharuk. Kiev: K. I. S,
2004. 112 s.
7. Kratkii slovar' po sotsiologii / pod obshch. red. D. M. Gvishiani, N. I. Lanina. M.: Politizdat, 1988. 479 s.
8. Lazarenko L. A. Novye podkhody v issledovanii psikhologicheskoi kompetentnosti i professional’noi uspeshnosti prepodavatelya vysshei shkoly // Fundamental’nye issledovaniya. 2008. № 2. S. 75.
9. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M.: Znanie, 1996. 308 s.
10. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti. M.: Mosk. psikhol. -sots. in-t. Voronezh: Modek, 2002.
11. Nizovets' O. A. Osobistisni determinanti sformovanosti komunikativnoi kompetentnosti studentiv-psikhologiv. URL: http: //www. nbuv. gov. ua/portal/Soc Gum/Vchdpu/psy/2011 94/Nyzov. pdf (data obrashcheniya: 19. 19. 2013).
12. Oskarsson B. Bazovye navyki kak obyazatel’nyi komponent vysokokachestven-nogo professional’nogo obrazovaniya // Otsenka kachestva professional’nogo obrazovani-ya. Doklad 5 / pod obshch. red. V. I. Baidenko, Dzh. Van Zantvorta. M.: Evropeiskii fond podgotovki kadrov, 2001. 218 s.
13. Pervutinskii V. G. Sovremennye podkhody k razvitiyu professional’noi kompetentnosti studentov. URL: akmeo. rus. net/index. php? id= 119 (data obrashcheniya:
23. 12. 2013).
14. Petrovskaya L. A. Obshchenie — kompetentnost' - trening: Izbrannye trudy. M. :
Smysl, 2007. 687 s.
15. Psikhologiya. Slovar' / pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo.
2-e izd. M.: Politizdat, 1990. 494 s.
16. Skrebets' V. O. Ekologichna psikhologiya u viddalenikh naslidkakh ekotekhnogennoi katastrofi. Monografiya. Kiev: Slovo, 2004. 440 s.
17. Taranenko I. Rozvitok zhittevoi kompetentnosti ta sotsial’noi integratsii // Kroki do kompetentnosti ta integratsii v suspil’stvo. Kiev: Kontekst, 2000.S. 37−40.
18. Shcherbakova T. N. Psikhologicheskaya kompetentnost' uchitelya: akmeo-logicheskii analiz: dis. … d-ra. psikhol. nauk. Rostov n/D, 2006. 505 s.
19. Yatsenko T. 6. Psikhologichna kompetentnist' yak ekologo-psikhologichna khara-
kteristika osobistosti suchasnogo pedagoga //Aktual'ni problemi psikhologii: zb. nauk. prats'
Institut psikhologii im. G. S. Kostyuka NAPN Ukraini. T. VII. Ekologichna psikhologiya.
Vip. 26. Zhitomir: Vid: ZhDU im. I. Franka, 2011. S. 411−421.
Статья поступила в редакцию 14. 01. 2014

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой