Волевая саморегуляция и ее формирование в спортивной деятельности

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

10. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. М. В. Гомезо. — М.: Пресс, 1982.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
12. Леонтьев А. Н Философия психологии: из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. -228 с.
13. Маркова А. К., Орлова А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М., 1983.
14. Матюшкин А. М. Мышление. Обучение. Творчество. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.
15. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под. ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.
16. Мясищев В. Н. Проблема способностей в психологии и ее ближайшие задачи / / Проблемы способностей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
17. Платонов К. К. О системе в психологии. — М.: Мысль, 1972. — 216 с.
18. Платонов К. К. О сущности и задачах профессиологии // Социалист, труд. — 1973. — № 2. — С. 78−80.
19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — 416 с.
20. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопр. психологии. — 1983. — № 2. — С. 8−24.
ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Д. Иванов, И. Н. Нурмухаметова, И. А. Бец Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Summary. The article gives a brief theoretical analysis of the psychological and educational literature on the problem of will and volition saoregulyatsii rights. Describes scientific approaches in the study will. Characterized by the formation of a strong-willed regulation in ontogeny. We consider the problem of forming a strong-willed self-control, as part of the manifestation of the will or any person managing our behavior reveals characteristic features of strong-willed self-control in sport.
Key words: will- strong-willed self-regulation- athletic activities- the establishment of a strong-willed self-regulation in ontogenesis- the formation of self-folevoy.
Проблема воли относится к числу наиболее дискуссион-
«_» «J -п
ных не только в отечественной, но и в мировои психологии. В ходе многовековой истории неоднократно менялась научная трактовка понятия воли в философии и психологии. Устойчивый интерес к данному вопросу сменялся периодами его снижения, а то и вовсе забвения.
В изучении воли можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно-научный. Философское рассмотрение проблемы воли отмечается в работах Платона, Аристотеля, Галена, Августина Блаженного и др., которые характеризовали волю как силу, которая управляет действиями души и тела. Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность.
К настоящему времени сложились несколько научных подходов в исследовании воли. К ним относятся: 1) волюнтаризм- 2) трактовка воли как «свободы выбора" — 3) как произвольного управления поведением- 4) как мотивации- 5) как волевой регуляции и др. Дифференциация этих направлений достаточно условна, так как в концептуальных позициях представителей каждого из них в той или иной мере представлены элементы альтернативных подходов. Общим для многих исследователей является акцентирование внимания на мотивационной составляющей воли. Ссылаясь на ряд исследований в области психологии воли, можно выделить два основных подхода к ее рассмотрению в отечественной и зарубежной психологии: мотивационный и регуляционный. Основные положения указанных подходов составляют теоретическую основу данного исследования.
Мотивационный подход к изучению воли характеризуется тем, что ориентирован на ее побудительную функцию и мотивационные составляющие. В русле данного подхода рассмотрены труды отечественных психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, Д. Н. Узнадзе, А. В. Петровского и др.) и зарубежных авторов (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, К. Левин, Н. Ах, Х. Хекхаузен, Э. Толмен и др.).
Регуляционный подход, т. е. подход к воле как к «свободному выбору» начал формироваться еще с работ Аристотеля. Позже идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса отстаивалась в работах А. Бена, Т. Рибо, В. Джеймса, Ч. Шеррингтона и др. Выделяя в воле две стороны — содержательную и динамическую, регуляционный подход к изучению воли делает акцент на ее динамической стороне. В центре внимания здесь волевая регуляция поведения и деятельности, способность при помощи волевого усилия преодолевать внешние и внутренние трудности на пути к достижению цели, что выражается в различных волевых качествах личности.
В отечественной психологии одним из первых ученых, понимавших волю как особую форму психической регуляции, был И. М. Сеченов. Он утверждал, что саморегуляция, связанная с со-
знанием человека, осуществляется через работу определенных нервных центров, соединенных с сознательным отражением.
Л. М. Веккер утверждает, что воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. Необходимость волевой регуляции Л. М. Век-кер связывает с переводом регуляции на личностный уровень.
В русле регуляционного подхода В. К. Калин рассматривает специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта [4].
В. И. Селиванов в число функций воли справедливо включает регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности [7].
Ф. Е. Василюк, развивая идеи А. Н. Леонтьева, выходит на обсуждение природы и функций воли. Согласно ему, воля — это «орган» целостной личности человека, его функционирование служит не отдельной деятельности, а «реализации жизненного замысла» [1].
Одной из современных тенденций в исследовании воли является переход от постановки проблемы воли в рамках задачи порождения действия к задаче «овладения собой», что особен-
«_» и -п
но значимо для возрастной и педагогической психологии. В связи с этим представляется важным изучение особенностей становления волевой сферы и волевой регуляции в онтогенезе.
Становление волевой регуляции в онтогенезе проходит ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития. Переход от одного онтогенетического этапа к другому не означает механической смены последовательности стадий. Между всеми стадиями волевой регуляции сохраняется глубокая внутренняя преемственность, позволяющая рассматривать ее онтогенез как постепенный, развертывающийся во времени процесс, характеризующийся все более сложными формами поведения [5].
В онтогенезе первоначально волевая регуляция является субъектной. Характерным для субъекта является стремление выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации. Признаками этого является активный характер поведения ребенка, который переходит в способность организации собственной активности: возрастает точность и пристрастность при различении адресованных ему воздействий взрослого, повышается
настойчивость в отстаивании своих прав. Данные образования составляют основу управления своим поведением. Первую стадию становления волевой регуляции можно считать субъектной, произвольной регуляцией, в рамках которой происходит зарождение тенденций волевой регуляции. Эта стадия позволяет ребенку управлять своей активностью в раннем и преддо-школьном возрастах.
Вторая стадия становления волевой регуляции — это личностная произвольная саморегуляция. Это — стадия дифференциации компонентов волевой регуляции, позволяющая осознанно управлять собой, своим поведением на протяжении младшего, а также подросткового возрастов. Это проявляется в наличии волевых качеств, позволяющих личности достигать самостоятельно поставленных целей, умения преодолевать препятствия и трудности, подчиняться требованиям, нормам и правилам, вырабатывать свои собственные способы регулирования себя, преодоления трудностей, достижения значимых результатов.
Третья стадия — это стадия личностного уровня произвольной регуляции, собственно волевой регуляции, которая характеризуется высокой зрелостью, наличием в ее развитии интегративных тенденций и различных способов достижения целей. Компоненты волевой регуляции становятся осознаваемыми, благодаря чему саморегулирование деятельности и поведения поднимается на более высокий уровень. Данная стадия становления волевой регуляции охватывает подростковый и старший школьный возраст. В этих возрастах особо остро стоит задача изучения способов волевой регуляции, их направленности и взаимодействия компонентов волевой регуляции. Важно изучать, какое место в способах волевой регуляции занимают волевые качества личности, изменяют ли они стадию волевой саморегуляции.
Таким образом, рассмотрение проблемы возрастного развития волевой сферы и волевой регуляции личности позволяет сделать вывод о том, что волевая регуляция, являясь сложным процессом на каждом возрастном этапе, характеризуется доминированием разных по значимости составляющих. В каждом возрастном периоде отдельные компоненты волевой регуляции, составляющие ее структуру (намерения, мотивы, цели, способы их достижения и результаты), играют вполне определенную роль, обусловливая становление и функционирование воли в целом.
В настоящем исследовании мы рассматриваем проблему формирования волевой саморегуляции, как составной части проявления воли или произвольного управления личностью своим поведением, связывая ее с преодолением внешних и внутренних трудностей. Чтобы вычленить функции ведущих
психических компонентов саморегуляции, необходимо проанализировать препятствия и трудности, с которыми сталкивается человек, и с учетом установленных особенностей изучить психологические механизмы их преодоления. В этом отношении многообещающей моделью является спортивная деятельность, в которой затрудненность действий спортсменов достигает предельно возможных величин. В учебной и специальной литературе по общей психологии термины препятствия и трудности не получили четких разграничений. Принято деление на внешние и внутренние препятствия, при котором внешние понимаются как объективные явления, а внутренние — как субъективные. О трудностях же говорится вскользь и, как правило, в значении внутренних препятствий и др.
При выполнении физических упражнений препятствия обычно воздействуют и на соматическое состояние, и на психику спортсмена. Поэтому трудности зачастую становятся смешанными: психофизическими, психотехническими и др. В связи с информационно-энергетическим подходом к пониманию и разрешению трудностей, побуждающие и принуждающие самовоз-действия подразделяются на организующие и мобилизующие. Они реализуются в спортивной деятельности с помощью своеобразной «техники самоуправления» (А. Ц. Пуни) в качестве многообразных приемов саморегуляции активности личности [6].
Побуждающие самовоздействия повышают эмоциональную активность спортсмена и участвуют в разрешении большей частью личностных трудностей в процессе оптимизации психического состояния спортсмена. Принуждающие самовоздей-ствия способствуют повышению работоспособности спортсмена, лучшему управлению исполнением двигательных действий. Они образуют собственно волевой компонент психической саморегуляции деятельности, проявляющийся в преодолении преимущественно деятельностных трудностей. Будучи относительно самостоятельными звеньями системы психической саморегуляции деятельности, побуждающие и принуждающие самовоздействия тесно связаны между собой как взаимосодей-ствующие ее составляющие.
Таким образом, установленные особенности проявления волевой саморегуляции в спортивной деятельности позволяют расширить поиск новых путей ее формирования и совершенствования на ранних этапах онтогенеза и начальных уровнях спортивной подготовки.
Мы разделяем точку зрения В. А. Иванникова [3] о том, что волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции, состоящий из трех блоков.
Первый блок — побудительный, включает в себя намерения, мотивы и цели человека, то есть меру самостоятельности субъекта при постановке цели, ее осознанность, иерархию мотивов, наличие стремления к оценке своей деятельности и способы реагирования на удачи или неудачи. К показателям второго — исполнительного блока относятся проявления способов реализации поставленных целей (внешних и внутренних — выработанных самой личностью), применительно к задачам и ситуациям. Показателями результативного — третьего блока являются итоги конкретных действий по решению задач (имитация решения — действенное решение), уровень сформированности волевых качеств (в целом и значение отдельных волевых качеств в определенном возрасте), намеченные программы действия (самовоспитание, достижение конкретных результатов), степень удовлетворенности собой и характер эмоциональных реакций при встрече с трудностями.
Итак, психологическое содержание понятия воли включает в себя сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью. Структура волевой саморегуляции личности состоит из трех блоков: побудительного, исполнительного и результативного, которые в свою очередь включают следующие компоненты: самостоятельность при выборе цели, ее осознанность, способы реагирования на удачи и неудачи, способы реализации целей (внешние и внутренние), самовоспитание, эмоциональные реакции при столкновении с трудностями, удовлетворенность собой и др. Основываясь на этих теоретических данных, можно строить экспериментальный план по изучению особенностей развития волевой саморегуляции спортсменов на разных этапах их спортивной деятельности.
Нами была проведена экспериментальная работа со студентами факультета физической культуры и спорта ЮУрГУ. В экспериментальной работе приняло участие: 25 студентов в эксперименталной группе и 25 студентов в контрольной группе. В программу коррекции волевой саморегуляции входил личностный тренинг, направленный на формирование психологопедагогических знаний о волевой саморегуляции, ряд упражне-
«_» и г»
ний на совершенствование волевой саморегуляции. В ходе экспериментальной работы нами применялись методы: изучение психолго-педагогических литературных источников, наблюдение, психологическое тестирование, анкетный опрос.
На первом этапе экспериментального исследования была осуществлена диагностика уровня развития волевых качеств студентов. Результаты самооценки показали, что студенты высоко оценивают собственные волевые качества. Так, студенты старших курсов (25 человек) оценивают собственную целеустремленность в 34±1,97 балла, смелость и решительность — в 36±2.4 балла, упорство и настойчивость — в 37±2,73 балла, самостоятельность и инициативность — в 33±1,85 балла, самообладание и выдержку — в 35±2,4. У Студенов-первокурсников 29,5% респондентов (25 человек) те же показатели ниже и соответствуют среднему уровню: 23±1,о- 18±1,58- 19±1,58- 24±1,22- 26±3,74 баллов соответственно.
Эффективность личностного тренинга была подтверждена повторной диагностикой с применением методик, использованных на первом этапе. Было зафиксировано повышение всех показателей волевых качеств.
Студенты оценили при проведении промежуточного среза свои волевые качества следующим образом: целеустремленность — 37±1. 85 баллов у студентов старших курсов и 29±3,8 баллов упервокусников, смелость и решительность -39±2. 48 и 2б±2,44 балла, упорство и настойчивость — 39±2,43 и 24±2,55 балла, самостоятельность и инициативность — 38±2,13 и 30±2,17 балла, самообладание и выдержку — 38,5±2,5 и 30±2 баллов соответственно.
При проведении итогового среза были получены следующие данные: дисциплинированность — 4,75±0,4 (старшекурсники) и 4±1 (первокурсники) балла, самостоятельность — 4,55±0,5 и 4,4±0,55 балла, настойчивость — 4,4±0,б4 и 2±0,1б балла, выдержка — 4,75±0,5 и 4,6±0,65 балла, организованность -4,95±0,1 и 4,2±0,79 балла, решительность — 4,8±0,21 и 4,8±0,45 балла, инициативность — 4,7±0,35 и 4,6±0,55 балла со-ответсвенно.
Сравнение результатов, полученных до начала эксперимента, промежуточные данные и после прповедения личностного тренинга, свидетельствуют о достоверном повышение результатов: статистически значимые позитивные изменения уровня волевых качеств зафиксированы по всем показателям у первокурсников (р& lt-0,05).
Результаты превзошли наши ожидания. Статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группой позволяют сделать вывод — личностный тренинг является эффективным средством формирования волевой саморегуляции у студентов.
1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
2. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Челябинск, 1979.
3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: УРАО, 1998. — 142 с.
4. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности: автореф. докт. дисс. -Тбилиси, 1989. -36 с.
5. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. — Дубна: Феникс, 2002. — 320 с.
6. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — Л., 1977.
7. Селиванов В. И. Терминологический минимум основных понятий воли. — Рязань, 1992.
СООТНОШЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОЛОГО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Л. В. Михеева Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск, Россия
Summary. The article deals with the relevance of theoretical and practical study that determined the need for further study and disclosure of general and special abilities of pupils, aimed at the study of cognitive and personality characteristics of people (students school № 27 Khabarovsk). The philosophical analysis of scientific literature on research and psycho-pedagogical activities from the studied subject, let’s talk about the relationship of cognitive and personal development of the individual, as well as individual-oriented approach educational psychologist with the emotional and personality characteristics of student. Addressed and taken into account the importance of emotional processes that affect the student’s cognitive performance by adjusting its focus, dosing information.
Key words: cognitivism cognitivist paradigm- cognition- emotion- emotional- personal characteristics- perception- attention- personal development- intelligence- cognitive ability.
Когнитивизм — как направление рассматривается и развивается во многих областях знания- психолого-педагогические исследования, философские представления и методологические принципы функционализма, исследования психо- нейрофизиологические (изучение нейрофизиологических процессов и искусственный интеллект), структурная лингвистика (трансформационная грамматика Хомского), кибернетические исследования (современный когнитивизм). Те дисциплины, которые вхо-

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой